Головной убор 17. Прически Испании XVI – XVII веков. Головные уборы Испании

Исходное сообщение fox-cub77

В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех этот дорого ему обошелся - его войска потерпели сокрушительное поражение от "саксонских недотеп".

В народе обычно носили чепец из ткани - бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей.Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы - одну на голове, вторую за спиной.

Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены "самым опасным силком", "сладким злом", управляющим миром. И разрешиитть женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя. Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.

Столь же типична для женского облика XII - XIII плотная головная повязка, которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее "гебинде" - от "бинден" ("связывать"). Повязана была голова, полузакрыто лицо - связаны воля и мысль женщины... Поверх надевали круглую шляпу - шапель, обруч или даже корону. В таком уборе изваял средневековый мастер святую Уту для Наумбургского собора в Германии.

Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.

Любимым головным убором знатных женщин во времена поздней готики (XIV век) стал эннен – конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей.

Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая».

Впервые в письменных источниках hennin «…упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах "Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай…»

Для готики характерна самостоятельность каждой формы и полная подчиненность вертикальному ритму - остроконечные купола, стрельчатые арки, узкие вытянутые окна….

Вертикальные ритмы и общее стремление к форме вытянутого треугольника господствовали не только в архитектуре, но и в костюме - отвесные концы рукавов, остроносые ботинки, длинные шлейфы, развивающиеся покрывала и устремленные вверх головные уборы, которые по праву считаются одним из самых выразительных элементов бургундской моды.

Делали эннен из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную до земли вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Высота эннена зависела от степени знатности. Он возвышал феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем выше был ее головной убор. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Дамы рангом пониже не смели, разумеется, иметь колпаки выше, чем им был милостиво установлен предел - до 50-60 см. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. Особенно он полюбился бургундским дамам. Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.

Атур – по-французски «atour» переводится как «накрученный», «навернутый» или «свернутый».

Это название вполне подходит для «однорогого» конусообразного головного убора, появление которого и приписывается королеве Изабелле Бургундской, которая согласно историческим легендам была законодательницей мод своего времени.

В описаниях головных уборов времен бургундской моды встречается ещё и такое название, как «эскофьон-а-корн». Переводится как «эскофьон в виде рогов», а описывается так

«Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.»

Анна Блейз «История в костюмах. От фараона до денди»

Модным также считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Высота его также зависела от степени знатности. Это были одноконечные и двухконечные шляпы, к которым иногда добавляли вуаль. Часто головные уборы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: "Рядом с дамами, одетыми в эннен, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу". Чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, мужчины надевали шляпы в виде "сахарных голов".

В большом почете были рога - их можно было видеть и на рыцарском шлеме и на дамском чепце. Чешский национальный герой Ян Гус по этому поводу высказался в том духе, что, пристрастившись к рогам, его современницы продемонстрировали свою принадлежность к животным. Но вместе с тем надо иметь в виду, что "рога" были древнейшим оберегом.

Еще один женский головной убор, широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в., - крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (Krause), или чепец с рюшами. Этот полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.
Второй оригинальный немецкий головной убор - высокий чепец в форме капора с полями, позади которого свешивается длинный конец, очень похожий на «хвост» мужского капюшона, - он выглядит почти как вторая коса.
Третий специфический немецкий головной убор - головной платок, который вошел в употребление гораздо раньше и в течение XIV в. наряду с крузелером был основным головным убором замужних женщин.

Церковь, естественно, раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает поля шляпы перьями павлинов. За ней тянутся разбогатевшие горожане, но и те, и другшие отводят недовольство бедноты, люто преследуя "ведьм" и "волшебников", которых выставляют на позор в высоких остроконечных колпаках.

Еретиков везли на костер в картонных колпаках, разрисованных языками пламени и чертями.

Позже, уже в 12 веке, крестоносцы, воевавшие с неверными за Гроб Господень и Палестину, не могли устоять перед сблазнами восточного костюма и среди прочих трофеев привезли из походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивиласт сарацинской моде, и ношение тюрбанов стало небезопасным.

По типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа 15 века бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, большей частью шелком.

Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот. Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом. А с 15 века такой капюшон - недвусмысленный атрибут шутов и "дураков".

Другие шляпы тешат честолюбие одних и тщеславие других. А власть упорно пытается отстоять сословные привилегии. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан по примеру многих учредил "Правила одежды". Английская королева сочла возможным запретить простому люду носить шляпы.

В Запрадной Европе 14-15 веков вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку - богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.

Шляпные ритуалы помогают глубже понять быт средневековья. На миниатюре первой половины 16 века изображено заседание городского совета Регенсбурга. Председатель совета и некотторые важные персоны восседают в шляпах: остальные - остаются с непокрытыми головами.

Шляпа то и дело становится символом. Она угодила даже на герб швейцарских городов. В средние века на рыночных площадях некоторых европейских городов день торговли начинался водружением колпака на высокий столб. Когда колпак снимали, ни покупать, ни продавать было уже нельзя. Молодые люди, вступая в брак, дарили друг другу шапочки - в залог любви и дружбы.

Спасибо!!! Очень интересно! Случайно нашла Ваш пост, когда пыталась определить предназначение чепчиков у дам на картинах Kacper Kalinowski

Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.

История шляпы

Древний Египет

В Древнем Египте фараон надевал под корону большой из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.

Античность

В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.

XIV — XV век

Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.

Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам – около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная , иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

Этот головной убор носили до XVI века.

В XV-XVI столетиях в Германии и Франции были популярны . По словам августинца Готшалка Холлена, головной убор модницы XV века выглядел следующим образом:

«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».

В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.

«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»
поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья

XVI век

XVII век

Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.

Первая половина. В первой половине XVII века костюмы разных европейских стран развивались по-разному, хотя имели множество общих черт. Начало столетия было ознаменовано несколькими войнами, поэтому мода во многом заимствовала элементы униформы. Мужчины во Франции носили фетровые шляпы с широкими полями и круглым верхом, напоминавшие головные уборы военных. Края полей приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры.

На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.

Французские женщины в домашней обстановке носили чепцы. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.

В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы. Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы. С 1630-х годов началась .

Вторая половина. Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.

XVIII век

Первая половина. В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. Шляпы надевали прямо, либо под углом или с сильным наклоном вперед. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из . Из моды он вышел в 1713 году также благодаря Людовику. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.

Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо европейский костюм снова стал меняться. Количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором. Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».

Вторая половина. В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными: для их создания использовали накладные волосы и специальные валики. Дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».

В 1789 году во Франции началась революция. В качестве головных уборов стали использоваться фригийский колпак или лента с цветами национального флага. В XVIII и XIX веке мужчины носили касторовую шляпу из высококачественного сукна очень тонкой выработки. Для изготовления этого головного убора применялся бобровый или козий пух.

XIX век

Первая половина. В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.

В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.

Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.

Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора. Похожий головной убор носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы в конце XVIII века. Модель головного убора Наполеона с годами практически не изменялась, только становилась выше и уже. Шляпа изготавливалась из черного фетра и украшалась только трехцветной кокардой, закрепленной на галуне из черного шелка.

Император впервые изображен в ней на портрете художника Изабе 1802 года. Шляпником Наполеона в период империи был господин Пупар. Он поставлял императору головные уборы по цене 48 франков за штуку. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами (например, в 1813 году во время встречи с австрийским посланником Меттернихом). За период с марта по декабрь 1807 года у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новыми, а 4 — отремонтированными старыми. Во время кампаний или на маршах Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

В 1812 году Наполеон был в своей знаменитой «маленькой шляпе» по пути из Парижа в Москву. По настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея шляпа императора была утеплена изнутри шерстяной тканью. Головной убор в настоящее время находится в личной коллекции канадского историка Бена Вейдера. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступил в российскую столицу и в ней же покинул Москву 19 октября 1812 года. Художник Шарль де Стёйбен отобразил всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Первые три шляпы сверху символизируют две итальянcкиe и египетскую кампании. Три шляпы в среднем ряду - рождение, рассвет и закат империи. Две последние - Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.

Вторая половина. Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.

Существовали шляпки «Ромео» и «Франсиск».

«…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
В. И. Даль, определение шляпы

Головные уборы украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» - модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки - ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку - пришитую изнутри оборку над затылком. В середине ХIХ века баволетки имели значительные размеры:

«Баволетки делаются так же, как и прежде - огромных размеров и падают на шею в виде фишю».
(«Мода», 1856).

В театре дамы, сидящие в ложах, могли носить головные уборы с перьями любой величины, в отличие от женщин в партере. Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении, потому что некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями. В издании «Мода» от 1856 года сообщалось:

«К этому можно прибавить, что фасон Памела опять считается самым модным».

В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца:

«Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».
(«Модный магазин», 1863).

С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы.

Во второй половине XIX века были популярны женские шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал:

«Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне».

Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.

ХХ век

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк

1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая начала свою карьеру в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.

В то время важной деталью была шляпная булавка - заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.

«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
«Дамский журнал», 1912

В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.

1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана. Burberry


В конце XVI – начале XVII вв. Испания стала не только политически сильным государством, но и одним из культурных центров Европы. Данный период не зря называют «золотым веком» в истории Испании. Диктовала в конце XVI – начале XVII вв. Испания и моду. Моду как в костюме, так и на прически.


Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)


Испания была католической страной. Опорой католической церкви в Европе, ведь Европа к XVII веку в качестве религии избрала протестантство и отказалась повиноваться Папе Римскому. Будучи достаточно религиозными католиками, в одежде испанцы закрывали все тело и предпочитали темные цвета. Так, испанки должны были прикрывать щиколотки ног, кисти рук и, конечно же, никаких глубоких вырезов на груди.


Платья того периода были темными, очень часто черными, по своей конструкции напоминающие футляр, плотный и закрывающий все тело. Дополнением как к женским платьям, так и к мужскому костюму, который также был темным, служили воротники под названием фреза. Воротник фреза – это широкий рифленый крахмальный белый воротник, плотно прилегающий к шее. Такие воротники в виде кольца обрамляли шею до самых плеч. Держались они исключительно на специальном металлическом каркасе.



Филипп II, король Испании, первый герцог Милана из династии Габсбургов, Антонис Мор, Эскориал







Что касается причесок, то мужчины носили короткие стрижки. И это было связано с воротником, так как с воротником фреза было крайне неудобно носить длинные волосы. К слову, именно благодаря все тому же воротнику женщины начнут носить высокие прически.



Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах, 1628, Музей Прадо, Мадрид


Помимо коротких стрижек мужчины также носили , бакенбарды или усы. Бороды были небольшими остроконечной формы. Такие бороды называли «эспаньолками».



Инфанта (испанская принцесса) Анна и будущий король Испании Филиппом IV


Женские прически Испании конца XVI – начала XVII вв. были высокими и строгими. Прически делались с пучками на макушке, с валиками надо лбом. Волосы завивались. Были прически и с каркасами из медной проволоки в виде сердца, яблока, груши.



Инфанта Мария Анна, королева Венгерская, 1629, Прадо, Мадрид


К примеру, носили такие прически, как «куафиа де папос». Прическа состояла из кос, уложенных баранками на щеках, плоско и прямого пробора. Вместо кос на щеках могли укладываться бандо - объемные полушария из волос.


Еще одна прическа – прическа типа «боевой конь» - волосы завязывались высоко на макушке и спускались на спину и плечи волной.



Веласкес. Инфанта Маргарита Австрийская, 1660
Прическа второй половины XVII века и более открытое и яркое по цветам платье


Были и прически с волосами, заплетенными в косы и уложенными в пучки на темени, а сверху покрытые золотыми или же серебряными сетками для волос.


Появляющаяся во Франции в данный период мода на парики в Испании распространена не была.

Головные уборы Испании

Мужчины носили большие шляпы с широкими полями, украшенные страусиными перьями, бареты из бархата и велюра с вышивкой, а также шляпы ток.



Филипп II (король Испании) в шляпе ток


Женщины – чепчики с рюшами и кружевом, большие широкополые шляпы с перьями, шляпы ток (как и мужчины) – небольшие шляпки практически без полей с высокой тульей.


Также женщины носили капюшоны, вуали. Среди жительниц Севильи был популярен такой головной убор, как транзадо – маленькая повязка с футляром, который перевивался крест-накрест узкой лентой, и в который вкладывалась коса.



Веласкес. «Дама с веером». 1646 год.


В моде среди испанок был и головной убор под названием «ток по-московски» - такой ток украшался пером и драгоценностями по середине и был таким же нарядным и дорогим, как .


Носили и мантильи - длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, один из элементов испанского женского национального костюма.




Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.



error: Контент защищен !!