Как выглядит столыпинский вагон. Столыпинский вагон. теперь это должен знать каждый


В вагонах для заключённых вместо обычных купе - камеры с решётками. © / Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

Людей, приговорённых к лишению свободы, часто перевозят к месту отбытия наказания в специальных вагонах .
О том, каковы условия в «тюрьмах на колёсах», рассказали представители Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области.

Без подушек

«Столыпинский» вагон или тюрьма на колесах представляет собой обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора. Там круглосуточно ходит часовой.
Стена в камере глухая.
В вагоне два вида камер - малая и большая. В первой всего три посадочных места, а во второй семь. Между «шконками» второго уровня опускается перегородка, тем самым создавая еще одно спальное место.


Вместо дверей купе в вагонзаке - решётки. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

Теоретически, в камеру можно «заселить» семь заключенных, но бывает и так, что едут в такой камере 12 человек. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. По лимиту в таком вагоне может ехать 70 заключенных под стражу.

И конечно, никаких матрасов, подушек и постельного белья. Голые деревянные полки. И так на протяжении всего пути следования по этапу. Никаких разносолов и раздачи пищи. Осужденные и подследственные питаются тем, что выдадут им в пункте отправки - галеты, растворимые супы, каши и чай.

Конвой раздает лишь кипяток, которым можно развести еду. В дороге никто для зеков не готовит пищу, так как нет в столыпинском вагоне ни поваров, ни раздатчиков пищи.

Как говорит начальник управления конвоирования по Челябинской области Вячеслав Першин, в его ведомстве сейчас числится шесть вагонов, два из которых нового поколения и резко отличаются от «столыпинских». Хотя и четыре других тоже ничем не напоминают те «теплушки», в которых возили заключенных под стражу еще в советские времена.

«Конечно, к нам постоянно поступают жалобы на то, что нет матрасов, белья и прочих благ цивилизации, но все это по закону. Люди едут не на курорт к морю, а в места лишения свободы, и все они в свое время нарушили закон», - говорит Вячеслав Першин .

Благами цивилизации могут пользоваться только проводники и личный состав караула. Кстати, проводников в спецвагоны набирают из сотрудников РЖД, которые прошли специальную проверку в соответствующих органах. У них на рабочих местах есть всё - плита, на которой можно приготовить еду, холодильник, микроволновая печь, спальное место с бельем и душевая кабина. Нет в вагонзаке только телевизора. По инструкции не положено.



На рабочем месте конвориров и проводников есть всё необходимое. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

«Зато разрешается караулу слушать радио. Личный состав должен быть в курсе всех событий, которые происходят в стране и в мире» , - отмечает Вячеслав Першин.

Курить в спецвагоне строго запрещено, хотя многие умудряются это делать. Не заметил конвойный - пронесло. А вот читать книги и играть в шахматы не возбраняется. Правда, в вагоне художественной литературы нет, также как и шахмат. Достают книги и игры заключенные из своих баулов.

По ночам свет в камерах отключают, дают людям выспаться, но в коридоре он горит круглосуточно. Конвойный в сопровождении помощника начальника караула может в любое время зайти в камеру и простучать стены - не готовят ли зеки побег? Не заходят лишь в камеру к женщинам.

«Смотреть под ноги!»

Погрузка заключенных происходит на территории управления конвоирования, которая примыкает к железнодорожному вокзалу. Процесс приемки прост.

«Я начальник конвоя и довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выходите с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок, - предупреждает начальник караула. - Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!» .

Даже если сопровождающий заключенного будет старше по званию и должности, все равно главный на всем пути следования - начальник караула. С него весь спрос.

Во время погрузки в вагон заключенные мелкими перебежками передвигаются до тюрьмы на колесах.
С двух сторон конвой с овчарками, которые надрываются от лая. Перед вагоном зеки вновь садятся на корточки. Сумку с вещами, а увезти с собой можно до 50-ти килограммов, ставят впереди. Руки за головой, глаза в землю. Затем начинается самое главное - приемка заключенных.

«Как правило, за один раз можно принять в вагон до 12 человек и всех в две первых камеры, - рассказывает Вячеслав Першин. - Затем всех сортируют в соответствии с режимом отбывания наказания и полом. Женщина, даже если она одна, едет в отдельной камере. Несовершеннолетние тоже» .

Сортировка идет уже во время движения состава. Преступники, осужденные на особый режим, едут отдельно от тех, кому назначили сидеть в колониях строгого режима, а общий режим отделяется от приговоренных к колонии-поселению.
Для заключенных, больных туберкулезом, предназначены отдельные камеры.

Два года в пути

Заключённые в пути часто не знают, куда они едут. Некоторым удаётся узнать направление заранее в администрации СИЗО или колонии, другие пытаются угадывать.

«Спрашивают у конвойного, в каком направлении едут, а конвойному запрещено разговаривать со спецконтингентом, - говорит Вячеслав Першин. - Вот и приходится им вычислять путь следования по голосу диктора в динамике на промежуточных станциях» .

Был такой заключенный в Челябинской области, который два года заключения провел именно в «столыпинских» вагонах. Во время ареста у него не оказалось с собой документов, а может и выкинул при задержании. После следствия и суда его отправили на «севера». Однако в колониях отказывались брать человека без имени. Так и катался он по России этапом, лишь изредка отдыхая в камерах изоляторов, пока его не приняли в колонии возле Северного Ледовитого океана.

Прошли проверку

Есть в управлении конвоирования вагон, которому исполнилось 37 лет. Этот вариант как раз из тех, «столыпинских».
Туалет, тамбур и даже печка напоминают далекие советские годы.
Периодически их ремонтируют, но «сыплются» они, по признанию начальника, на глазах.
Зато вагонзаки нового поколения отвечают всем европейским требованиям содержания заключенных.


В новых вагонзаках есть всё, что требуется для перевозки заключённых. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

В ходе проверки члены Общественной наблюдательной комиссии не нашли нарушений в помещениях спецвагонов. Чистота и порядок, который наводят прикрепленные к вагону проводницы, удивляет и успокаивает. Нет замечаний, значит, их не будет и у заключенных.

«В следующий раз нас пообещали пригласить, когда будет погрузка спецконтингента, Увидим всё своими глазами: и погрузку, и приемку, и «шмон», - отметил председатель ОНК Василий Катанэ.

Справка:
Вагонза́к («столыпинский» вагон, вагон для перевозки спецконтингента) - специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.
В 1908 году обычные товарные вагоны были приспособлены для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь. По имени инициатора этого массового переселения, министра царской России Столыпина, такие вагоны стали называться «столыпинскими». Когда переселенческая кампания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осуждённых.

Благодарим пресс-службу ОНК по Челябинской области за предоставленный материал.

Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой , конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом. В задней части товарных вагонов были оборудованы специальные отсеки, где мог перевозиться скот и инвентарь. Удобств было мало, однако крестьяне, которые были привычны к жизни в суровых условиях, не считали переезд в «столыпинском вагоне» чем-то ужасным. Тем более, что проезд к новому месту жительства был бесплатным.

Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.

Дальнейшая история «столыпинского вагона»

После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ».

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками.

Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.

Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный

Одним из наиболее интересных экспонатов мне показался вагон для перевозки заключенных. В своей жизни этапирование по железной дороги я наблюдал не раз, но вот в таком вагоне бывать не приходилось. Хорошо, что в столице Западной Сибири у свободного человека есть возможность заглянуть одним глазком в тюремный мир.

1. Снаружи такой вагон чем-то похож на багажный. У него тоже мало окон, и они с решётками.



2.

3. Одна половина вагона внутри мало чем отличается от обычного купе.

4. Здесь ехал конвой.

5. Под столиком - сейф для «личных дел» и прочих документов.

6. Оборудование проводника.



7. Обычный вагонный самовар.

8. Печь, на которой готовилась еда для конвоя. Заключенным давался сухой паёк и кипяток.

9. Вторая половина вагона предназначена для заключенных. Здесь я решил процитировать «Бутырка-блог». Слова блогера, который сидел в тюрьме и много раз ездил в таких вагонах, я выделил курсивом.

Сейчас осужденных перевозят в столыпинских вагонах по режимам содержания - в разных купе. Так как я в вагоне был единственным с режимом «колония-поселение», то и ехал я в купе один. «Столыпин» - это обычный купейный вагон, переделанный под перевозку заключенных. В нем 9 купе, отделенных от коридора металлической решеткой. Дверь в купе, также решетчатая, закрывается на новенький замок снаружи. Оконный проем в купе наглухо заделан металлическими панелями. Так что свет проникает в купе только из коридора через небольшие матовые окна.


Из девяти купе 6 больших - то есть обычных, с тремя спальными полками вдоль каждой стены, и еще одной полкой, раскладывающейся между вторым уровнем, - она образует для сидящих на первом уровне потолок. И еще три купе - тройники, то есть усеченные вполовину обычные купе с тремя полками. Есть еще одно купе, которое, в отличие от наших, отделено от коридора не решеткой, а такими же металлическими панелями, что и окно в купе. Таким образом, в этом одном купе всегда царит мрак. Это купе используют исключительно для перевозки осужденных к пожизненному сроку лишения свободы.

На стенах купе наклеены две бумажки: одна называется «Запрещается», вторая - «Обязанности при конвоировании». Последний документ, на мой взгляд, необходимо было бы назвать «Права и обязанности», но прав конвоируемым никто не разъясняет - одни обязанности. В этом документе, кстати, есть один любопытный пункт: «Вывод в туалет осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется по одному. При движении по коридору руки держать за спиной».

Вывод в туалет, естественно, осуществляется только во время движения поезда, а вагон отнюдь не класса люкс, так что пошатывает его прилично. Если следовать данному правилу беспрекословно, то можно далеко не всех конвоируемых довести до нужного им места здоровыми. Поэтому, конечно, все зависит от конвоя: как правило, жестко исполнять эту норму не требуют. Вопрос: зачем тогда она нужна?

...Я открыл выданный мне сухой паек. В его содержимом за год с небольшим произошли существенные изменения в лучшую сторону. Во-первых, каши, которые в него стали класть, реально можно есть. Во-вторых, печенье тоже стало съедобным, в предыдущий пайках о него запросто можно было сломать зубы. В-третьих, стали класть нормальный чай.

Что бы еще туда можно было бы положить - так это влажных салфеток. Дело в том, что ни в одном «Столыпине» из тех, на которых я ехал, - а повидал я их немало, - в туалете не было воды в раковине. Соответственно, руки помыть невозможно. А в вагоне иногда приходится проводить двое-трое суток. Получается полная антисанитария.

Тут либо вода должна появиться в умывальнике, либо влажные салфетки в сухом пайке. Причем второе предпочтительнее, так как это с гарантией, что достанется всем. А пока всем, кто едет или собирается ехать этапом, совет: возьмите с собой влажные салфетки.


Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой вагон, конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом. В задней части товарных вагонов были оборудованы специальные отсеки, где мог перевозиться скот и сельскохозяйственный инвентарь. Удобств было мало, однако крестьяне, которые были привычны к жизни в суровых условиях, не считали переезд в «столыпинском вагоне» чем-то ужасным. Тем более, что проезд к новому месту жительства был бесплатным.

Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.

Дальнейшая история «столыпинского вагона»


После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ».

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками.

Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.

Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный комфорт для заключенных и сопровождающего их персонала, а также надежную защиту от побегов.

Одним из наиболее интересных экспонатов новосибирского Музея железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина мне показался вагон для перевозки заключенных.

В своей жизни этапирование по железной дороги я наблюдал не раз, но вот в таком вагоне бывать не приходилось. Хорошо, что в столице Западной Сибири у свободного человека есть возможность заглянуть одним глазком в тюремный мир.

Снаружи такой вагон чем-то похож на багажный. У него тоже мало окон, и они с решётками.

Одна половина вагона внутри мало чем отличается от обычного купе.

Здесь ехал конвой.

Под столиком сейф для «личных дел» и прочих документов.

Оборудование проводника.

Обычный вагонный самовар.

Печь, на которой готовилась еда для конвоя. Заключенным давался сухой паёк и кипяток.

Вторая половина вагона предназначена для заключенных.
Здесь я решил процитировать «Бутырка-блог». Слова блогера, который сидел в тюрьме и много раз ездил в таких вагонах, я выделил курсивом.
Сейчас осужденных перевозят в столыпинских вагонах по режимам содержания – в разных купе. Так как я в вагоне был единственным с режимом «колония-поселение», то и ехал я в купе один.
«Столыпин» – это обычный купейный вагон, переделанный под перевозку заключенных. В нем 9 купе, отделенных от коридора металлической решеткой. Дверь в купе, также решетчатая, закрывается на новенький замок снаружи. Оконный проем в купе наглухо заделан металлическими панелями. Так что свет проникает в купе только из коридора через небольшие матовые окна.

Из девяти купе 6 больших – то есть обычных, с тремя спальными полками вдоль каждой стены, и еще одной полкой, раскладывающейся между вторым уровнем, – она образует для сидящих на первом уровне потолок. И еще три купе – тройники, то есть усеченные вполовину обычные купе с тремя полками. Есть еще одно купе, которое, в отличие от наших, отделено от коридора не решеткой, а такими же металлическими панелями, что и окно в купе. Таким образом, в этом одном купе всегда царит мрак. Это купе используют исключительно для перевозки осужденных к пожизненному сроку лишения свободы.

На стенах купе наклеены две бумажки: одна называется «Запрещается», вторая – «Обязанности при конвоировании». Последний документ, на мой взгляд, необходимо было бы назвать «Права и обязанности», но прав конвоируемым никто не разъясняет – одни обязанности. В этом документе, кстати, есть один любопытный пункт: «Вывод в туалет осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется по одному. При движении по коридору руки держать за спиной».

Вывод в туалет, естественно, осуществляется только во время движения поезда, а вагон отнюдь не класса люкс, так что пошатывает его прилично. Если следовать данному правилу беспрекословно, то можно далеко не всех конвоируемых довести до нужного им места здоровыми. Поэтому, конечно, все зависит от конвоя: как правило, жестко исполнять эту норму не требуют. Вопрос: зачем тогда она нужна?

Я открыл выданный мне сухой паек. В его содержимом за год с небольшим произошли существенные изменения в лучшую сторону. Во-первых, каши, которые в него стали класть, реально можно есть. Во-вторых, печенье тоже стало съедобным, в предыдущий пайках о него запросто можно было сломать зубы. В-третьих, стали класть нормальный чай.

Что бы еще туда можно было бы положить – так это влажных салфеток. Дело в том, что ни в одном «Столыпине» из тех, на которых я ехал, – а повидал я их немало, – в туалете не было воды в раковине. Соответственно, руки помыть невозможно. А в вагоне иногда приходится проводить двое-трое суток. Получается полная антисанитария.

Тут либо вода должна появиться в умывальнике, либо влажные салфетки в сухом пайке. Причем второе предпочтительнее, так как это с гарантией, что достанется всем. А пока всем, кто едет или собирается ехать этапом, совет: возьмите с собой влажные салфетки.



error: Контент защищен !!