Печерин герой или злодей. Сочинение на тему: Печорин - герой или злодей? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Какой характер у Печорина

Ни гением начатого труда.

Над миром мы пройдем без шума и следа,

— так рассуждали и декабристы. Но следующее за ними поколение смотрело на мир иначе:

Я верю, что время «лишних» людей прошло, что наше поколение ощутит отсутствие смысла жизни. И надеюсь, что о моих ровесниках нельзя будет сказать следующего:

Как пир на празднике чужом.

К сожалению, Григорий Александрович Печорин на самом деле отражал думы и настроения многих блестяще образованных и талантливых дворян. Он не совершил ничего достойного, хотя мог сделать

Многое. Лучшие годы и энергия молодости ушли без пользы, разошлись на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих боль и огорчения другим. Полный необъятных, демонических сил, он ищет им применение: похищает Бэлу, например. Из-за этого Печорин сбивает с пути мальчишку Азамата, который, скорее всего, «пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову». Он лишает любимого коня Казбича. Ему по большому счету наплевать на Бэлу, а она умирает.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Наше время совсем не плохое.

Жить и сгорать у всех в обычае,

Портативная инфракрасная сауна.

Угрюмою и скоро позабытой

Вдруг они посягнут на «святое»,

Печорин: злодей или жертва

Ошибками отцов и поздним их умом,

Эпоха после восстания и казни декабристов — один из самых мрачных периодов в российской истории. Господствовали муштра и казармы, живые, смелые идеи преследовалась. Страна словно оцепенела. В эти годы и появились люди, характеры которых писатель собрал в образ Печорина, пояснив, что «герой нашего времени» — портрет, составленный из пороков поколения 30-х годов 19 века.

Вообщем, плохо живется уму!

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,:

Одна из главных слабых сторон Печорина — отсутствие цели в жизни, поэтому он мечется, не зная, чем занять праздные дни, похожие друг на друга. Печорин мог пойти по любой из дорог: мог приносить пользу на государственной службе, мог заняться наукой, искусством или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства к людям и осуждая несправедливость, мог жить в своих поместьях, обогащая Отчизну и заботясь о крестьянах. Наконец, просто жить семьей и воспитывать детей. Но он не выбирает ни одну из дорог. Конечно, сам Печорин виноват во многом. В любое время можно заняться благим делом. Но в определенной степени Печорина можно считать жертвой эпохи. Больно за страну, в которой лучшие умы и сильные характеры растрачивают свою жизнь на пустяки и сплин. Такое положение вещей говорит о кризисе строя. Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в шедеврах первой половины 19 века.

Что за эпоха могла подавлять лучших своих людей? Печорин — герой переходной эпохи, когда старое не имеет цены, а нового еще нет. Не принимая комедии масок светского общества, он замкнулся в себе и погиб в одиночестве. Сильная натура, сломленная пустотой жизни, может вызывать у читателя только сожаление, но не неприязнь. У него не было необходимости бороться за достойное существование, и человек, поставленный в исключительные условия, оказался лишним в жизни.

Когда огонь кипит в крови.

… Зачем я жил? для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…

— так писал этот поэт. Он спился. У ученого разлад в семье… Конечно, наши родители и дворяне были материально в очень разных условиях. Но беда у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни.

Богаты мы, едва из колыбели,

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Но и Печорин страдает. Он и сам не рад своей натуре и могучей энергии. Но страдания его продолжаются до встречи княжной Мери, и прежние сожаления прошли: появилась новое развлечение. Печорин влюбляет в себя девушку, приносит ей разочарование, в то же время смертельно ссорясь с Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь «честных контрабандистов». И только в «Фаталисте», кажется, делает что-то полезное: обезвреживает пьяного казака, рискуя жизнью. Но словно какой-то злой рок преследует его. Ведь все кончается трагической гибелью Вулича, предсказанной Григорием Александровичем. Такое ощущение, что автор гласит между: «Дело нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!». Но вы эпоху «застоя», каким было и время правления Николая 1, больших, настоящих дел всегда не так уж много…

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Говорят, время циклично, и все, что уже имело место в истории должно повториться вновь. Наше недавнее время сильно напоминает 30-е годы 19 столетия: тоже существовало много «лишних» людей. Недаром так много появилось в обществе опустившихся интеллигентов. Им некуда было приложить силы и знания. Из рассказов матери я знаю, что два ее университетских знакомых, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. Застывшему обществу не нужны талантливые люди.

Своею жертвой путь прочертишь

Так высказывался Лермонтов о своих ровесниках в «Думе». И это стихотворение могло бы стать эпиграфом к «Герою нашего времени» (если бы он был необходим).

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к свету и величию

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

«Герой нашего времени» — роман, построенный не на хроникальном принципе, нам даны наиболее интересные эпизоды известной жизни Печорина. Устав от нее, он едет умирать в Персию. О самом страшной для каждого человека роковой минуте он говорит просто и буднично: «Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно». Почему же молодой, здоровый, богатый дворянин, удачливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе места в жизни. Ведь даже любит он от скуки, веря в то, что новое увлечение будет вечным.

Сочинения по темам:

  1. Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,...

Печорина нельзя назвать хорошим или плохим. В начале книги он предстает перед нами в самом неприглядном виде, однако к концу произведения он меняется. Я бы назвала Печорина противоречивым героем, мечущимся, так как было противоречивым само время, в котором он жил.Л. Григорьев, отмечая чисто внешнее, напускное, «миражное» в Печорине,
писал: «… основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уже
не смешны» . Люди печоринского типа непонятны бодрячку-обывателю с его
дешевым оптимизмом, с его ограниченным, жалким кругом духовных интересов. Печорин кажется «странным» ж непонятным всем тем, кому не знакомы ни «муки сомнения» , ни «духовная ягажда» , ни «жадная тоска» . Он тем уже неприятен самодовольной «толпе» , что она видит в нем угрозу своему мещанскому благополучию. Печорин - не жестокий себялюбец, не самовлюбленный эгоцентрик, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки, сомнения.Печорина нельзя назвать хорошим или плохим. В начале книги он предстает перед нами в самом неприглядном виде, однако к концу произведения он меняется. Я бы назвала Печорина противоречивым героем, мечущимся, так как было противоречивым само время, в котором он жил.
Гордый, молодой человек двадцати пяти лет,с волевой натурой,таким предстаёт главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова Печорин.
Несмотря на свою молодость,Григорий уже имел большие представляния о жизни.Он отличается от многих людей своего времени выско развитой культурой, манерой общения,взглядами.Для его выжны не слова человека, а его поступки. Сам Печорин из аристократической семьи и имеет хорошее образование.
В начале о нём складывается хорошее мнение,но вскоре это хорошее мнение рассеивается. Оказывается,что Печорин выдаёт себя не за того,кем является,он двуличен… С одной стороны -это добросовестный человек, любящий поэзию и искусство, а с другой -холодный, расчётливый собиратель пороков, полная противоположность первой личности.
Печорин очень плохо поступат с Бэлой и Мери…Сначала он добивается их расположения,симулируя чувства к ним,а потом отказывается от их верной любви.
Конечно же Печорин » герой того времени» по своим качествам,характеру,по мнению автора романа, но какая может идти речь о герое,когда перед тобой вроде бы милый человек, а на самом деле внутри сидит «маленький правитель » ,который жаждет видеть своё превосходство над другими.
Хотя… Печорин не такой уж и злодей,как его представляю я,скорее всего не нашлось такого человека,которому он мог бы раскрыть душу и поэтому Григорий вынужден держать всё в себе.
У каждого человека есть свои недостатки,но когда недостатки или пороки «засели» в людях, то осуждать одного Печорина -глупо.
Прежде, чем осуждать кого-то,в первую очередь надо освободить общество от порочной жизни.
Поэтому говорить «герой или злодей » Печорин,пока общество живёт порочной жизнью - бессмысленно.

Конечно, главная роль в романе - это роль Печорина. Из описания Максим Максимовича мы узнаем о Печорине вот что: «Он был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха.. . Да-с с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц... » Отсюда мы узнаем о двойственности характера Печорина, о его странностях. Немного позже мы уже видим его портрет.
Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была «маленькая аристократическая ручка» . Походка его была небрежна и ленива. Он обладал скрытостью характера. «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные. » У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску «гладкой стали» , ослепительный и холодный. Он был очень не дурен и имел одну из тех «оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» . Печорин - «внутренний человек» . В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс, неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе, выявляя его трагически вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. В романе ярко выражается эгоистический индивидуализм Печорина. Моральная несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимовичу. Лермонтов выделяет разрушительные процессы, происходящие в Печорине: его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Сопоставляя «героя» эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, - с «естественным человеком» Бэлой и с «простым человеком» Максим Максимовичем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, мы видим не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту главного персонажа. Личности Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, не освобождается от своей индивидуальной ответственности, суда совести.
Печорин жестоко обращается с людьми. Так, например: сначала он похищает Бэлу и пытается понравится ей. Но когда Бэла влюбляется в Печорина, он бросает ее. Даже после смерти Бэлы он не меняется в лице и в ответ на утешения Максим Максимовича смеется.
После долгой разлуки, холодная встреча с Максим Максимовичем, который считает Печорина своим лучшим другом, и очень огорчается такому отношению к себе.
С княжной Мери он поступает почти так - же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за Мери. Видя это, Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, они стреляются, и Печорин убивает Грушницкого. После этого Мери признается в любви Печорину и просит остаться, но он холодно произносит: «Я вас не люблю» .

Он не знает, куда деваться от скуки на балах и дома, волочится за разными женщинами, дружит просто так и не работает – вот типичный портрет «лишнего человека», пушкинского Евгения Онегина. Этот герой появился в русской литературе неслучайно – его приход был обусловлен эпохой правления Николая I и теми изменениями, что происходили в обществе в начале 19 века в России.

Впрочем, не Евгений Онегин стал первым в ряду «лишних людей». Пальма первенства принадлежит Александру Чацкому из «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Уже с него умный, образованный, пылкий молодой человек не может найти себе места в современном для него мире. Он отличается от Онегина и Печорина тем, что активно борется с застрявшим в «веке минувшем» обществом, обличая пороки и призывая служить Отчизне честно. Он готов обрушиваться с критикой на каждого, кто попадется на его пути.

Евгений Онегин – эталон представлений о «лишнем человеке». Герой Пушкина – умен, широко образован (хотя знания получал понемногу от многих и шутя). Он вхож в круг декабристов, друзей автора. Он идет в ногу со временем и даже меняет барщину на оброк. Но вместе с тем он сильно скучает. Балы, обеды, карты, женщины – ну как тут не заскучать?

Пушкин наделил Онегина силой и страстью, которые пока спят, мирно убаюканные однообразным течением жизни. Герой очнется ото сна уже в конце, благодаря и вопреки Татьяне и Ленскому, но ни автор, ни читатели не знают точно, поможет ли это ему обрести свой путь или нет.

Тему «лишнего человека» продолжил М.Ю. Лермонтов. Его Григорий Печорин еще циничнее и злее, чем пушкинский Онегин. Однако его тоска питается совсем от другого источника. Лермонтовский «герой нашего времени» помешан на свободе и определении своего места в жизни. Печорин не только сам стремится к свободе, но и подталкивает (порой и довольно жестоко) других: черкешенку Бэлу, княжну Мэри, Грушницкого. Но его бесценный дар не нужен другим и это с каждым разом все больше и больше ожесточает героя.

Григорий Печорин играет с судьбой, он ищет, где же его путь, какова его судьба на самом деле. Но его поиски приводят только к разочарованиям в людях и самом себе. Он не фаталист, как Вулич, но не отрицает «божьего провидения», хотя предпочитает не сидеть сложа руки, а действовать. Трагедия Печорина в том, что он так и не нашел своего предназначения.

Век «лишнего человека» в русской литературе оказался не долог: ему на пятки уже наступали так называемые «новые люди». Последним стал Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова. Этот тип героя на глазах читателя угасает и вырождается, он лишен страсти и пробивной силы Онегина и Печорина. Обломов – часть прошлого мира помещиков – теряется в огромном для него мегаполисе. Он прячется на своем диване, как на единственном островке стабильности, где смотрит свой сон, сон о деревне Обломовке. Героя не разбудит даже любовь, он не способен на страсть как Евгений Онегин, ни на поиски настоящего чувства как Печорин. Его козыри – доброта, рассудительность, мягкость, ум – становятся якорями, тянущими его назад. Илью Ильича из жизни вытесняет его друг Андрей Штольц, воплощение «новых людей», деятельных и практичных. Именно ему вместе с Ольгой Ильинской приходится воспитывать Обломова-младшего.

Отношения с прекрасным полом у «лишних людей» не складываются из-за их эгоизма. Мужчины ведут себя либо как сволочи (Онегин, Печорин), либо как тунеядцы (Обломов).

Печорин - герой своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому и обречена на одиночество. Трагедия этой личности, обреченной на бездействие и одиночество, и есть основной идейный смысл романа "Герой нашего времени". Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина. Печорин получил светское воспитание, вначале гоняется за светскими развлечениями, но потом его ждет разочарование, попытки заняться наукой и охлаждение к ней. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин- это характер глубокий. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и с силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Так он вмешивается в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Он одерживает победу над Грушницким в дуэли и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее. Мучительно ищет он выход, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга. И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа. Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе.
Печорин Григорий Александрович- главный герой романа, по своему типу связанный с персонажами психологических романов Р.Шатобриана, Б.Констана (происхождение фамилии Печорин от названия реки Печоры, как и фамилии Онегин- от названия реки Онеги, отмечено еще В.Г.Белинским) История его души составляет содержание произведения. Эта задача прямо определена в "Предисловии" к "Журналу Печорина". История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", П. бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Но этого мало для создания объемного образа; Лермонтов вводит в повествование других рассказчиков, не "печоринского" типа - Максима Максимыча, странствующего офицера. Наконец, в дневнике Печорина приведены и другие отзывы о нем: Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера. Все описания внешности героя тоже напрвлены на отображение души (через лицо, глаза, фигуру и детали одежды). Лермонтов относится к своему герою не иронически; но сам тип печоринской личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах, - ироничен.



error: Контент защищен !!