Причины шизофрении у детей. Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков. Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Когда рождается малыш, мысли о психических отклонениях даже не приходят в голову новоиспеченных родителей. Физические недостатки видны сразу, но, если руки, ноги, пальцы на месте, родительскому счастью нет предела, ведь при взгляде на здорового ребенка никто не думает, что малыш может стать шизофреником. Детская шизофрения на самом деле очень редкая болезнь. Шизофренией заболевает каждый сотый взрослый, и только 1 из 50000 детей.

Причины появления болезни в детстве


Никто не знает достоверно, почему возникает шизофрения у детей? Однако известно, что развитие болезни связано с генетической предрасположенностью. В какой-то части хромосом нарушена генная структура, чем больше аномальных генов, тем тяжелее протекает болезнь, и раньше начинается. На развитие болезни влияет обычно комплекс причин: генетика плюс временной фактор и внешний катализатор. Самый частый сценарий развития симптоматики в детском возрасте связан с повреждением мозговых структур, в основном нейронного синапса. Наблюдается нарушение нейромедиаторного обмена, на который влияют многие гены. Генетическая поломка, как мина замедленного действия, активизируется под влиянием определенного внешнего фактора. В роли катализатора может выступать митохондриальная недостаточность, родовая травма, гипоксия, обвитие пуповиной. Болезнь может иметь вирусную природу. Цитомегаловирус, вирус Эпштейна-Барр, вирус простого герпеса способны повреждать нервную систему, провоцируя развитие расстройства. Патология беременности и родовые осложнения предшествуют детской шизофрении в 40% случаев. Пусковым механизмом может послужить сверхпороговый стресс, например, очень сильный испуг. Большой выброс кортизола и адреналина в кровь повреждают нейроны мозга. Обычно с рождения малыш развивается нормально, но в определенном возрасте начинает появляться характерная симптоматика.

Развитие ребенка в преморбидном периоде


Данное заболевание по МКБ-10 относится к классу психических расстройств и расстройств поведения. Нарушение развития психики у некоторых детей заметно с самого рождения. У них с первых дней жизни может отмечаться сфокусированный взгляд, нехарактерный для большинства младенцев. Малыш спит всего по несколько часов в день. Иногда невозможно определить, за чем ребенок наблюдает, он будто смотрит на несуществующие вещи. Случается, что малыш совсем не следит взглядом за двигающимися предметами. У некоторых детей наблюдается задержка развития речи и базовой моторики. Впоследствии у них заболевание проявляется раньше и протекает тяжелее. У 70% детей в доболезненной стадии наблюдается задержка развития тонкой моторики, а у подавляющего большинства отмечается нарушение межличностных отношений и неправильное формирования игровой деятельности. Почти у всех младенцев наблюдаются проблемы со сном, повышенная чувствительность к громким звукам, вялость, легко возникающий плач. Такие дети отличаются медлительностью, неловкостью, наивностью, холодностью по отношению к родителям. Они легко возбудимы, часто раздражаются, кричат, агрессивны с первых лет жизни. Их игры отвлеченные, отличаются односторонними интересами, одержимостью чем-то. Взрослые склонны списывать это на эксцентричное поведение. Дефект постепенно нарастает и к 3–4 годам проявляются явные симптомы.

Особенности течения детских форм болезни

Все исследования показывают, что генетика и симптоматика одинаковые в любом возрасте. Ранняя детская шизофрения отличается сложностью выявления заболевания, а также определения его типа. Трудности вызваны тем, что в детстве происходит общее развитие ребенка, становление психики, его адаптация к внешнему миру. Бывает непросто отличить особенности характера и небольшие задержки развития от психических отклонений. При наблюдении пациентов, заболевших в раннем возрасте, обнаружено, что у 70% наблюдается приступообразное течение заболевания, у 25% – непрерывнотекущее, другие типы течения встречаются редко. Половина всех случаев приступообразной формы отличаются малой прогредиентностью. Треть всех детей страдает злокачественной формой болезни. Признаки шизофрении у детей в доболезненной стадии проявляются аффектом тревоги, нарушением развития, моторным возбуждением, расстройством настроения, бессилием с признаками регресса. У всех пациентов со злокачественным типом болезни в итоге формируется тяжелый олигофреноподобный дефект. Начало заболевания в большинстве случаев приходится на первые пять лет жизни. Примечательно, что мальчики заболевают в три раза чаще, чем девочки. Для них в основном характерна непрерывная вялотекущая форма болезни, а для девочек – рекуррентная и приступообразная со слабым нарастанием дефекта.

Симптоматика злокачественных форм заболевания


При неблагоприятном течении расстройства, у детей на границе первого и второго лет жизни наблюдаются симптомы нарастания дефекта: углубление в себя, отрешение от внешнего мира, стереотипия движений, регресс ходьбы, хаотичные движения рук. При формировании симптоматики до пятилетнего возраста в первую очередь угасает типичная для детей жизнерадостность, оскудевают эмоции, уменьшается активность, теряется интерес к происходящему, к сверстникам. Игры упрощаются, малыш становится неопрятным, перестает сам одеваться, у него постепенно пропадает радость от контактов с родителями. Моторика рук сводится к простым взмахам, потряхиваниям кистями, потиранием ладоней. Наблюдаются стереотипные раскачивания и кружения. Если ребенок до болезни хорошо разговаривал, то речь регрессирует в первую очередь. Начинается все с упрощения фраз, нарушения построения предложений, а заканчивается невнятным лепетом и полной утратой речи. Дети проводят день в пассивности или примитивных играх, постепенно отрешаются от мира. Они плохо переносят изменения привычного распорядка и обстановки, все новое встречается ярым протестом. При особо злокачественном типе течения дефективная симптоматика формируется быстро, за 3–6 месяцев. Регресс наблюдается абсолютно у всех больных со злокачественной непрерывнотекущей шизофренией и у 70% детей с приступообразным течением болезни, близким к злокачественной форме.

Кататонические расстройства при детской шизофрении

Симптомы пациентов могут сильно отличаться, но большинство детей при любой форме болезни страдают кататоноподобными расстройствами, которые длятся часами и часто сопровождаются повышенным возбуждением, импульсивными поступками, двойственностью переживаний, агрессией, смехом и слезами. Ребенок может при этом вполне нормально развиваться в интеллектуальном плане. Типичные кататонические симптомы:

  • бесцельный бег, бесполезные прерывающиеся движения, топтание на одном месте;
  • странная походка с неравномерным ритмом, хаотичная ходьба часами без утомления. При этом, хотя у многих детей отрешенный взгляд, они не наталкиваются на людей и предметы;
  • возбуждение резко сменяется вялостью. Ребенок может внезапно лечь в причудливую позу, однако «восковая гибкость», типичный кататонический симптом для взрослых, у детей отсутствует;
  • малыш может внезапно проснуться ночью, долго лежать в бессонице;
  • если резко утяжеляется состояние, то может возникать хаотическое возбуждение, сопровождающееся агрессивностью, импульсивностью, яростью. Такой ребенок может пытаться сделать себе больно, душить себя и кусать, драться, бегать и громить все вокруг.

Симптоматика, связанная с расстройством восприятия


Аффективные нарушения у половины маленьких пациентов сочетаются с расстройствами восприятия близкими к обсессивным. Они с течением времени усложняются, перерастая в полярные навязчивости, фобии, проявления мудрствования. Часто возникают мнимые восприятия, без привязки к внешним объектам. Детская шизофрения отличается от болезни взрослых большим числом именно зрительных и тактильных галлюцинаций. Чаще они появляются вечером и могут отличаться выраженной тревожностью. Днем у детей отмечается боязнь новой обстановки, незнакомых людей и обычных вещей. Такой малыш не отходит от матери, плохо ест, отказывается играть. Позже страх становится более предметным, и при удалении источника переживания, самочувствие ребенка улучшается. Внешне нарушения восприятия выражаются приоткрытым ртом, блуждающим взглядом. Возникновение навязчивых мыслей, сочетающееся с нарушениями аффекта и взбалмошным поведением характерно для всех детей, страдающих непрерывной вялотекущей шизофренией и для 60% пациентов с приступообразной малопрогредиентной формой.

Диагностика заболевания у детей

Одной из самых сложных и важных задач является своевременное выявление шизофрении в раннем возрасте. С правильным диагнозом шансы вылечить болезнь или минимизировать ее негативные последствия увеличиваются. Перспективы для больного ребенка не всегда благоприятные, у каждого малыша есть 50%-й шанс вырасти нормальным человеком. При раннем возрасте пациента врачи часто пользуются диагнозом: ювенильная форма шизофрении, когда невозможно установить конкретную форму и тип течения болезни. Трудность диагностики состоит в том, что нельзя выявить это заболевание по результатам томографии или электроэнцефалограммы, диагноз зависит от симптомов, о которых пациент говорит сам, от рассказа о его галлюцинациях. А что делать, если ребенок ничего не говорит? В таких ситуациях используют дифференциальную диагностику для исключения других психических расстройств. У одного пациента с течением времени диагноз может меняться от тревожного расстройства до маниакально-депрессивного психоза или синдрома Аспергера. Нередко случается диагностирование аутизма при шизофрении, так как он распространен больше и отличия в симптоматике обоих заболеваний на первом этапе незначительные. Ключевым различием является возраст начала болезни. Детская шизофрения начинается позже, в 3–4 года, а аутизм в 1,5–2. Шизофрения – это прогредиентное заболевание, с нарастанием нарушений, которые ведут к слабоумию. Это не соответствует динамике аутизма, когда после внезапного регресса постоянно наблюдается хоть и незначительная, но положительная динамика. Чаще всего окончательно подтверждается шизофрения у детей только в раннем школьном возрасте, для этого требуется серьезное психиатрическое обследование в стационаре.

Особенности лечения детей

Данное заболевание больше всего затрагивает лобную долю головного мозга, у животных эта часть мозга неразвита, она отвечает за множество сложных процессов, таких как речь, мыслительные акты. На результатах томографии больных шизофренией видны отклонения в развитии мозговых структур, это совокупность сложных взаимосвязанных процессов, потому-то шизофрения у детей так нелегко лечится. Это заболевание требует комплексного подхода с использованием препаратов, психотерапии и поддерживающих методов. На первом этапе терапии важно объяснить пациенту и его семье, что означает этот диагноз, какие лечебные мероприятия надо проводить для высокой эффективности результата. Маленьких детей лечить сложнее, они практически не поддаются психическому внушению и плохо переносят лекарства. Проявления болезни в раннем возрасте можно контролировать с помощью препаратов, но полностью вылечить ребенка практически невозможно. При галлюцинациях часто помогают препараты лития. С аминазином нужно быть осторожными, он имеет сильные побочные эффекты. Часто назначают вспомогательные препараты: антидепрессанты, антипсихотики, противосудорожные. Многим детям для восстановления речи помогает работа с логопедом-дефектологом. Полезной может оказаться и терапия, основанная на эмоциональном контакте с животными. Облегчить симптоматику аутизма при шизофрении можно с помощью АВА-терапии. Это программы поведенческой психотерапии, которые учат ребенка себя успокаивать, расслабляться, находить контакт с окружающими. С годами психотерапии и приема лекарств состояние улучшается по мере формирования психики. Если на первых этапах лечения ребенок попадает в больницу по 4–6 раз в год, то со временем стационарное лечение проводится раз в полгода.

Как жить с таким малышом?


Быть родителями ребенка с психическими отклонениями – это очень непростая задача даже для самого собранного и подкованного человека. В подобных случаях люди часто не выдерживают и сдают детей в психиатрические лечебницы. При наблюдении психоза у собственного малыша, многим родителям становится страшно, но необходимо помнить, что малыш сам себя боится и нуждается в помощи взрослых. Детская шизофрения в каждом конкретном случае протекает по-разному. Нет единого правильного решения проблемы, главное для родителей стараться сделать детство такого ребенка счастливым. Несколько советов, которые могут помочь:

  • Не стоит спорить с малышом о его галлюцинациях. Обычные дети осознают, что воображаемые миры и друзья – это иллюзия, шизофреники верят, что это реальность.
  • Необходимо следить за графиком приема и дозировкой лекарств, проверять, нет ли побочных эффектов, проходить регулярные осмотры у психотерапевта, чтобы понять ухудшается ли состояние.
  • Постарайтесь максимально упорядочить жизнь ребенка, создать для него безопасную и комфортную обстановку.
  • Малышу необходима социализация, его нужно учить принимать душ, мыть голову, чистить зубы. Помогают постоянные беседы с психологом, вовлечение малыша в ролевые игры.
  • Во время психоза необходимо сдерживать ребенка, чтобы защитить от самого себя. Психотические эпизоды иногда нужно просто переждать.
  • У ребенка может быть высокий уровень интеллекта. Надо наблюдать, отстает ли он в развитии из-за болезни и постараться сделать учебу ненавязчивой, чтобы он не переутомлялся.
  • Многим помогает общение с другими семьями, где есть больные дети.

Со временем ребенок привыкает и адаптируется к своим галлюцинациям и вполне может начать ходить в обычную школу. В старшем возрасте ему придется столкнуться с другими сложностями своей болезни, и большим преимуществом для него будут любящие родители. Всегда стоит надеяться на лучшее и говорить об этом с вашим ребенком.

Шизофрения у детей и подростков возникает значительно реже, чем у взрослых людей. Непонятные страхи, фантазии, бредовые идеи и даже опережающее развитие отдельных психических функций – все это может наблюдаться при психическом расстройстве у детей.

Проявления шизофрении у детей и подростков отличаются от таковых у взрослых. Влияние заболевания накладывается на процессы психического развития, при этом замедляется и искажается психическое развитие ребенка.

Самое опасное в – это не бред и не галлюцинации, а то, что болезнь в корне меняет малыша или подростка, его отношение к миру, оставляет неизгладимый след на его личности.

Основные признаки

В детском возрасте проявления шизофрении не столь выражены, как у взрослых. Симптомы психического заболевания более стертые, незавершенные.

Как у детей, так и у взрослых все симптомы шизофрении можно разделить на продуктивные и негативные.

  • Продуктивные симптомы – те патологические процессы, явления, которые появляются по мере развития заболевания (сверхценные и бредовые идеи, галлюцинации, патологическое фантазирование).
  • – психические качества, которые человек теряет по мере развития болезни (уменьшается выраженность эмоций, снижается интерес практически ко всему).

Негативные симптомы

Негативные симптомы детской и подростковой шизофрении – снижении активности, эмоциональное обеднение в сочетании с погруженностью в свой собственный мир. Постепенно заболевание накладывает неизгладимый отпечаток на все психические процессы, формируется шизофренический дефект.

Если шизофрения началась рано, то со временем дети становятся похожими на умственно отсталых, хотя изначально такими не были. Речь становится малопонятной, ухудшается мышление, значительно снижается интеллект. Такие дети могут разучиться ходить и начать ползать на четвереньках. Таким образом, при начале болезни в детском возрасте шизофренический дефект имеет много общего с проявлениями олигофрении (врожденной умственной отсталости).

Продуктивные расстройства

Основные симптомы шизофрении у детей — различные страхи, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование.

У подростков шизофрения проявляется бредовыми идеями физических недостатков, анорексией, философической интоксикацией. Бредовые идеи физических недостатков – это когда свои собственные внешние черты (разрез глаз, форма носа, губ и т. д.) кажутся человеку невероятно уродливыми (большими, маленькими), хотя на самом деле такими не являются. Часто таким подросткам кажется, что они невероятно толстые (хотя их вес в норме), поэтому они начинают отказываться от пищи, преднамеренно снижать свой вес – это анорексия.

Философическая интоксикация – чрезмерный интерес к абстрактным проблемам, примитивные размышления на эту тему. Хоть человек внешне и проявляет интерес к чему-то возвышенному, серьезному (философии, религии, науке), однако его познания в этой области на самом деле поверхностны, а размышления на эти тему отличаются примитивностью.

Также к продуктивным симптомам шизофрении, встречающимся у подростков, относят психопатоподобные расстройства. У мальчиков психопатоподобное поведение часто проявляется в виде жестокости, грубости, сексуальной расторможенности, склонности к употреблению алкоголя, наркотиков.

Формы болезни, которые можно встретить у детей

Злокачественная шизофрения у детей обычно начинается до 7 лет. Ее отличительные черты – преобладание негативных симптомов над продуктивными, при этом дефект в виде остановки и даже регресса психического развития и поведения возникает очень быстро, в течение 1-2 лет. Такие дети перестают нормально говорить, их речь утрачивает функцию общения, они издают нечленораздельные звуки. Даже если до этого малыш нормально ходил, он вновь начинает ползать на четвереньках. Поведение таких детей очень сходно с поведением животных.

Параноидная шизофрения у детей развивается очень редко. Если она возникает до 10-12 лет, то проявляется страхами, бредоподобными фантазиями, отрывочными идеями преследования, отравления. Отношение таких детей к родителям внезапно становится враждебно-злобным. у подростков следующие — бред физических недостатков с появлением на этой почве анорексии, также может быть философическая интоксикация.

Самой распространенной формой у детей является вялотекущая шизофрения. Иногда может быть сверхбыстрое развитие отдельных психических функций по сравнению с ровесниками – музыкальных способностей, абстрактного мышления. Таких детей поначалу даже относят к числу вундеркиндов. А вот со временем из развитие тормозится. Продуктивные симптомы могут выражаться и в заумных интересах, страхах, фантазиях.

У подростков вялотекущая шизофрения проявляется психопатоподобным поведением, бредом физических недостатков. Постепенно присоединяются негативные расстройства, подростки становятся малоэмоциональными, интересы к различным сферам ослабевают.

Еще одна частая форма – приступообразно-прогредиентная. В детском возрасте приступы стертые: с невыраженными эмоциональными проявлениями, бредом, страхами. У подростков приступы более развернутые — с бредовой симптоматикой, с . Исходом данной формы является формирование олигофреноподобного типа дефекта.

У детей возникает редко. Проявляется она немотивированными страхами, повышением температуры тела, нарушениями пищеварения, вегетативными кризами с головной болью.

Лечение и социальная адаптация

Чем раньше родители поймут, что с их чадом что-то не так и обратятся за медицинской помощью, тем больше шансов у такого ребенка в дальнейшем вести полноценную жизнь. Сама по себе шизофрения не пройдет, если ее не лечить, симптомы заболевания будут только прогрессировать, постепенно присоединяться изменения личности, и сформируется дефект.

Дети, больные шизофренией, нуждаются в адекватном лечении у психиатра. Основа медикаментозного лечения шизофрении – применение нейролептиков. Эти препараты помогут ликвидировать бред и галлюцинации, предупредят развитие негативных признаков, помогут ребенку или подростку вернуться к нормальной жизни.

Задача родителей – не только вовремя обратиться к врачу, но и оказать сыну или дочери максимум поддержки, понимания, любви. Хоть многие дети и становятся агрессивными, расторможенными, однако это не их вина, а следствие болезни. Поэтому родители должны быть терпимы к таким проявлениям шизофрении, искать общий язык с детьми.

Комментариев к статье: 197

    Евгения

    19.04.2015 | 21:42

    11.05.2015 | 03:02

    1. Анна Зайкина

      11.05.2015 | 17:54

      1. Юлия

        03.07.2016 | 09:58

        1. Анна Зайкина

          08.09.2016 | 23:45

          1. Инна

            23.03.2017 | 15:11

            Анна Зайкина

            24.06.2017 | 13:46

    2. Нат

      15.08.2015 | 00:26

      Chto?

      08.05.2016 | 12:24

      1. Анна Зайкина

        07.08.2016 | 16:27

    Саша

    11.08.2015 | 22:59

    1. Анна Зайкина

      16.08.2015 | 09:17

      Анастасия

      19.10.2015 | 17:12

      Анна

      27.01.2018 | 15:55

    Анна

    05.09.2015 | 02:04

    1. Анна Зайкина

      13.09.2015 | 13:09

      Алексей

      03.12.2015 | 04:59

      1. Анна Зайкина

        15.12.2015 | 21:19

        1. александр

          29.09.2017 | 03:56

          1. ТУСЯ

            14.12.2017 | 14:11

            Анна Зайкина

            07.01.2018 | 00:34

    Аня

    06.09.2015 | 01:07

    1. Анна Зайкина

      13.09.2015 | 17:53

      Марина

      01.08.2016 | 01:18

    Катя

    28.09.2015 | 16:55

    1. Анна Зайкина

      03.10.2015 | 18:35

    Илона

    29.09.2015 | 21:56

    1. Анна Зайкина

      05.10.2015 | 22:01

      1. Евгения

        10.07.2016 | 14:17

        1. Анна Зайкина

          13.10.2016 | 23:07

    Туни

    12.10.2015 | 16:33

    1. Анна Зайкина

      24.10.2015 | 21:44

      1. Туни

        25.10.2015 | 14:37

        Туни

        08.11.2015 | 13:42

        1. Анна Зайкина

          22.11.2015 | 22:31

    Ольга

    21.10.2015 | 21:23

    1. Анна Зайкина

      25.10.2015 | 14:29

      1. александр

        29.09.2017 | 04:16

        1. Анна Зайкина

          07.01.2018 | 00:48

    2. илона

      19.07.2016 | 13:23

      1. александр

        29.09.2017 | 04:20

    Настя

    24.10.2015 | 15:24

    1. Анна Зайкина

      25.10.2015 | 16:13

    Ника

    28.10.2015 | 00:03

    1. Анна Зайкина

      11.11.2015 | 22:41

    Юля

    04.11.2015 | 00:23

    1. Анна Зайкина

      13.11.2015 | 13:54

    Алина

    23.11.2015 | 19:08

    1. Анна Зайкина

      06.12.2015 | 21:52

    асура

    30.11.2015 | 01:14

    1. Анна Зайкина

      14.12.2015 | 18:17

    Татьяна

    13.12.2015 | 15:49

    1. Анна Зайкина

      05.01.2016 | 18:08

      Наталья.

      26.11.2017 | 03:07

    Алина

    15.12.2015 | 01:27

    1. Анна Зайкина

      05.01.2016 | 23:14

    Марина

    23.12.2015 | 18:41

    1. Анна Зайкина

      08.01.2016 | 20:04

    Алёна

    27.12.2015 | 11:54

    1. Анна Зайкина

      11.01.2016 | 19:34

    эля

    10.01.2016 | 01:04

    1. Анна Зайкина

      19.01.2016 | 18:41

    Андрей

    25.01.2016 | 04:57

    1. Андрей

      26.01.2016 | 09:31

      Анна Зайкина

      03.03.2016 | 21:58

    Валерия

    26.01.2016 | 21:36

    1. Анна Зайкина

      03.03.2016 | 22:43

    ксения

    30.01.2016 | 21:02

    1. Анна Зайкина

      06.03.2016 | 00:58

    Яна

    08.02.2016 | 22:07

    1. Яна

      08.02.2016 | 22:09

      1. Анна Зайкина

        06.03.2016 | 03:31

    Милена

    18.02.2016 | 15:55

    1. Анна Зайкина

      08.03.2016 | 00:48

    Алла

    13.03.2016 | 03:51

    1. Анна Зайкина

      26.05.2016 | 23:04

    валя

    31.03.2016 | 02:17

    1. Анна Зайкина

      05.08.2016 | 11:19

    Мария

    15.04.2016 | 12:59

    1. Анна Зайкина

      05.08.2016 | 22:26

    Ксения

    27.04.2016 | 13:07

    1. Анна Зайкина

      07.08.2016 | 10:18

    Имя

    05.05.2016 | 23:15

    1. Анна Зайкина

      07.08.2016 | 16:03

    Диана

    24.05.2016 | 21:33

    1. Анна Зайкина

      12.08.2016 | 19:10

    Ксюша

    04.06.2016 | 00:14

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 18:29

    Ксения

    04.06.2016 | 00:27

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 18:35

    Orla

    04.06.2016 | 11:57

    1. Анна Зайкина

      16.08.2016 | 19:20

    Кирилл

    11.06.2016 | 18:15

    1. Анна Зайкина

      04.09.2016 | 00:08

    Анжелика

    21.06.2016 | 14:02

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:11

    Никита

    23.06.2016 | 00:13

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:12

    Анастасия

    25.06.2016 | 01:20

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:21

    Сергей

    29.06.2016 | 14:54

    1. Анна Зайкина

      08.09.2016 | 23:36

    Алина

    09.07.2016 | 08:50

    1. Анна Зайкина

      03.10.2016 | 23:46

    Света

    13.07.2016 | 22:43

    1. Анна Зайкина

      13.10.2016 | 23:46

    Дарья

    14.08.2016 | 20:30

    1. Анна Зайкина

      24.10.2016 | 21:54

    Настя

    19.08.2016 | 00:21

    1. Анна Зайкина

      24.10.2016 | 23:04

    Nastya

    21.08.2016 | 16:20

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:08

    Аня

    26.08.2016 | 22:45

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:42

    29.08.2016 | 23:38

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 00:47

    03.09.2016 | 02:20

    1. Анна Зайкина

      06.11.2016 | 01:08

    Эльза

    04.09.2016 | 08:43

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 13:29

    Аноним

    07.09.2016 | 21:56

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 13:48

    Татьяна

    13.09.2016 | 00:06

    1. Анна Зайкина

      18.11.2016 | 14:48

    ольга

    29.09.2016 | 08:10

    1. Анна Зайкина

      17.01.2017 | 23:45

    Элина

    02.10.2016 | 11:38

    1. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:01

    пряныйквазар

    04.10.2016 | 23:41

    1. Алина

      31.10.2016 | 19:30

      1. Анна Зайкина

        19.01.2017 | 19:07

    2. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:11

    Елена

    07.10.2016 | 16:05

    1. Анна Зайкина

      18.01.2017 | 00:39

    Наталия

    12.11.2016 | 00:01

    1. Анна Зайкина

      20.01.2017 | 00:48

    Алиса

    12.11.2016 | 22:30

    1. Анна Зайкина

      20.01.2017 | 00:50

    Михаил

    24.11.2016 | 03:14

    1. Анна Зайкина

      01.02.2017 | 23:24

    Юлия

    24.11.2016 | 20:07

    1. Анна Зайкина

      01.02.2017 | 23:29

    Алина

    03.12.2016 | 00:20

    1. Алина

      03.12.2016 | 00:21

      1. Анна Зайкина

        02.02.2017 | 01:02

    Надежда

– психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

Общие сведения

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества , совершения асоциальных действий, суицидальных поступков . Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику. Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом , шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта , социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция. направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • . Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии , ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Долгое время детскую шизофрению рассматривали как отдельное заболевание, не связанное с шизофренией у взрослых. Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что шизофрения, развивающаяся в детстве, является более тяжелой формой той же шизофрении, которой болеют взрослые, а не самостоятельным заболеванием.

Что может быть возможным признаком развития шизофрении у ребенка и когда нужно обращаться к детскому психиатру?

1. Странные стойкие фантазии

Ребенок не проводит разницы между собой и персонажем, которого он отыгрывает: называя себя «кошечкой», принимает пищу только из мисок на полу, на вопрос: «Кто ты?» не называет свое имя, не говорит, что он мальчик или девочка, а упорствует в том, что он «кошка». Говорящие дети более старшего возраста могут просить, чтобы их называли другими именами, рассказывать о не видимых никому друзьям, которые к ним приходят.

2. Непонятные страхи

Ребенок или не может объяснить, чего он боится, или, наоборот, четко описывает «чудовищ» или людей, которые приходят к нему по вечерам, может показать, где они стоят. Может упорно отказываться отвечать на вопрос, чего он боится.

3. Ухудшился уровень бытового и социального функционирования

Ребенок перестал следить за собой, умываться; предпочитает играм с друзьями уединенное времяпрепровождение в своей комнате, хотя раньше был общительным; ухудшилась успеваемость на развивающих занятиях, в саду или в школе; ребенок словно «глупеет», начинает вести себя соответственно более раннему возрасту.

4. Во время разговора ребенок оглядывается по сторонам, словно прислушивается к чему-то, при этом теряет нить беседы

Порой речь становится бессвязной. Ребенок жалуется на голоса в голове, которые кричат, указывают, комментируют. Может наблюдаться «распад» речи, фразы становятся более примитивными.

5. Немотивированная агрессия, жестокость

Ребенок может демонстрировать эмоции, не адекватные ситуации: например, смеяться, когда сообщают о грустном известии.

6. В рисунках появляется яркая контрастная цветность, не соответствующая сюжету (синяя трава, оранжевое небо и т. д.)

Вопреки сложившемуся мнению, черный цвет в рисунках далеко не всегда свидетельствует о развитии шизофрении, чаще такая палитра говорит о депрессивных расстройствах. Могут наблюдаться повторяющиеся, пугающие сюжеты: существа с зубами, оторванными конечностями, большими, четко очерченными глазами.

Московский дом книги

Лекция Натальи Керре

«Особое родительство: Как помочь ребенку с отклонениями в развитии и не сойти с ума»

Наталья Керре более двадцати лет помогает детям с аутизмом, умственной отсталостью, шизофренией, синдромом Дауна. Убеждена, что необучаемых детей не существует. Выправить до нормы можно далеко не каждого ребенка, но абсолютно у любого можно улучшить состояние по сравнению с изначальным. Использует в работе семейно-ориентированный подход. Открыто обсуждает с родителями даже самые страшные мысли, которые возникают у них после постановки диагноза.

На лекции Наталья представит свою книгу и расскажет:

  • как пережить постановку диагноза;
  • как сохранить семью и не «выгореть»;
  • как наладить повседневный быт;
  • как общаться со специалистами;
  • как наладить работу с разными категориями особенных детей;
  • какую коррекцию родители могут проводить сами;
  • что делать и как жить, если ребенок неизлечим.

Нужно учесть, что развернутая шизофрения довольно редко встречается среди детей в возрасте до 12 лет. У мальчиков шизофрения чаще развивается в более раннем возрасте (первые признаки можно заметить уже в 2-4 года).

Детей с предрасположенностью к заболеванию шизофренией обычно изначально отличает ряд черт, которые требуют внимательного отношения к состоянию ребенка:

  • Ребенок может сохранять познавательные функции и иметь нормальный уровень интеллекта, но при этом не мочь себя обслужить.
  • Избегает всего, что связано с двигательной активностью, предпочитает спокойные, сидячие игры, стремится к уединению, больше играет в одиночестве (иногда — в свои, понятные только ему игры), чем в компании сверстников.
  • Избирателен в общении, не умеет за себя постоять.
  • С раннего возраста может подолгу находиться в тоскливом, «ноющем» настроения без внешней видимой причины.
  • При возникновении проблемных ситуаций больше склонен уходить в себя, а не выдавать ярко окрашенную эмоциональную реакцию.

Первые признаки шизофрении обычно довольно размытые, со стороны они могут выглядеть как воспитательные просчеты: ребенок стал капризным, проявляет агрессию — «избаловали», появилось множество страхов — «просто должен взять себя в руки», перестает общаться со сверстниками — «возраст такой». Взрослые утешают себя подобными доводами и пропускают начальную стадию заболевания.

Помните, что в случае подозрения на развитие детской шизофрении лучше перестраховаться и проявить избыточную бдительность.

Чем раньше начать лечение и подобрать правильную схему приема медикаментов и психолого-педагогической работы, тем больше шансов, что состояние ребенка нормализуется.

К счастью, сейчас про шизофрению нам известно довольно много. Если лечение начато вовремя — при первых признаках заболевания, человек не игнорирует прием препаратов, работает с психотерапевтом, семья его поддерживает и принимает — есть все шансы на активную, счастливую и полноценную социальную жизнь.

Шизофрения у детей встречается крайне редко – статистика показывает, что в детском возрасте ею заболевает один ребенок из пятидесяти тысяч. Впрочем, проблема усугубляется тем, что распознать недуг в раннем детстве очень сложно, ведь это не физический недостаток, который сразу очевиден. В раннем возрасте проявление болезни может остаться незамеченным, а ведь своевременная диагностика могла бы помочь маленькому пациенту. Стоит подробно рассмотреть симптомы и признаки этого заболевания у детей.

Причины

Как и любая другая болезнь, детская шизофрения обусловлена определенными факторами, ведущими к развитию недуга. При этом ученым не удалось установить весь спектр причин – есть лишь факторы, которые увеличивают риск заболеваемости, но не означают стопроцентной вероятности такого исхода.

Основной причиной считается генная предрасположенность, а именно – нарушение генной структуры. Впрочем, никто не может сказать, когда этот фактор сыграет свою роль, потому что врожденная по своей сути шизофрения проявляется лишь под действием определенного катализатора.

Диагностировать недуг у новорожденного вскоре после рождения вероятнее в том случае, если катализатором выступило событие, произошедшее еще в бытность ребенка плодом – например, обвитие пуповиной , митохондриальная недостаточность, другие патологии беременности и осложнения при родах.

В большинстве случаев первые признаки наблюдаются значительно позже, будучи вызванными вирусным инфицированием нервной системы или сильным стрессом. При этом совпадение даже нескольких названных факторов совсем не означает, что ребенок заболеет шизофренией.

Будучи заболеванием генного характера, шизофрения не передается никак, кроме как по наследству.

При этом у родителей с генными нарушениями могут рождаться совершенно здоровые дети, и наоборот – болезнь в полностью здоровой семье может впервые проявиться у малыша, получившего генное нарушение не в наследство, а в результате собственной патологии.

Признаки у младенцев

В некоторых случаях определить явные нарушения психики у малыша можно еще до того, как ему исполнится 2 года. Наиболее бросающиеся в глаза симптомы – это странное поведение: например, четко сфокусированный взгляд буквально с рождения, как будто ребенок смотрит на несуществующий предмет. И это при том, что многие младенцы так просто не умеют.

Попадаются и обратные примеры, когда ребенок совершенно не реагирует на движущиеся предметы. Спят такие дети очень мало – всего лишь несколько часов. Они остро реагируют на шум и плачут чаще других – при общей вялости.

При дальнейшем развитии ребенка патология становится все более явной. Типичный признак шизофрении – задержки развития речи и моторики , хотя сами по себе они еще ни о чем не говорят. В движениях очень заметна неловкость и медлительность, кроме того, такие дети обычно не умеют строить межличностные отношения.

В целом поведение малышей выглядит очень эксцентричным . Их былая вялость, наблюдавшаяся в первые месяцы жизни, сменяется легкой возбуждаемостью, склонностью к агрессии и крику, но при этом – сравнительной холодностью по отношению к родителям. Такой ребенок способен увлечься своим занятиям вплоть до одержимости, а в играх обычно не ищет компании, да и вообще не задумывается об интересах окружающих. Иногда шизофрения сопровождается олигофреноподобным дефектом , который характеризуется низкими возможностями памяти и общей наивностью.

Протекание болезни

Если дети и заболевают шизофренией, то обычно это происходит еще на этапе дошкольного возраста. Это особенно усложняет диагностику, поскольку практически все названные симптомы сами по себе на шизофрению не указывают, а являются отклонениями в пределах нормы, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.

Ситуация еще больше усугубляется также тем, что более двух третей всех больных шизофренией детей переживают заболевание в виде приступов. Оно не проявляется стабильно, тогда как непрерывное развитие недуга наблюдается лишь у каждого четвертого маленького пациента.

Каждый третий среди больных шизофренией детей страдает ее злокачественной формой, которая характеризуется высокой степенью сопутствующей олигофрении.

По неустановленным причинам в группе особого риска находятся мальчики – девочки составляют всего лишь четверть всех пациентов такого типа. Кроме того, именно у мальчиков болезнь прогрессирует хоть и вяло, но стабильно, тогда как девочки отличаются более ярко выраженными, но все же не постоянными приступами.

Специфика злокачественной формы

Злокачественная форма шизофрении справедливо считается наиболее тяжелой, поскольку она не просто замедляет развитие ребенка, а буквально поворачивает его вспять. При появлении болезни в самом раннем возрасте подозрительные процессы становятся заметными уже в возрасте около года – и приобретают окончательную форму уже к возрасту 5-7 лет. Хотя в особо тяжелых случаях формирование негативной симптоматики происходит очень быстро.

В первую очередь заметно общее угасание эмоционального фона . Для малышей обычно характерно не унывать, они быстро забывают обиды и снова радуются жизни, но больным злокачественной шизофренией жизнерадостность чужда. Ребенок замыкается в себе, ему уже не интересно происходящее вокруг, даже встреча с родителями не вызывает у него радости.

Игровая активность все больше скатывается в примитив, детская неаккуратность со временем не только не исчезает, но и усугубляется. Малыш настолько не воспринимает все новое, что любые изменения могут оказаться едва ли не единственным фактором, вызывающим у него сильные эмоции – негативные.

Речевая активность тоже падает. Хорошо говоривший ребенок начинает ограничиваться короткими и простыми фразами, затем у него портится произношение, а дальше он может вообще прекратить разговаривать. Регресс задевает и движения – даже если малыш уже умел сам одеваться, в плане моторики рук он понемногу возвращается к уровню ребенка 1-1,5 лет. При этом вероятно регулярное повторение какого-нибудь простого, ничем не обусловленного движения – вроде раскачивания.

При непрерывном протекании злокачественной формы шизофрении описанный регресс неизбежен. Если же она проявляется в виде приступов, то указанные симптомы присутствуют у двух из трех маленьких пациентов.

Кататоническая симптоматика

Одним из наиболее распространенных сопутствующих шизофрении расстройств является кататония, то есть явное нарушение двигательной активности. Оно не всегда выражено в виде снижения активности – вместо ступора может проявляться необоснованное чрезмерное возбуждение. Нередка также крайне резкая «смена режима».

Если поразительная пассивность просто пугает, то у аномального возбуждения есть вполне конкретные риски, вроде неоправданной агрессии и склонности к импульсивным поступкам. Что характерно, кататонический синдром может развиваться сам по себе, без сопутствующих расстройств умственной деятельности. Его типичными признаками являются:

  • Топтание на месте, прерывистые движения без конкретной цели или же походка без определенного ритма, чем-то напоминающая езду на автомобиле с начинающим водителем, который еще не успел освоить коробку передач. Сюда относится также многочасовая хаотичная ходьба, сопровождающаяся рассредоточенным взглядом, что не мешает больному успешно избегать любых препятствий на своем пути.

  • Ситуация, когда ребенок внезапно «выключается»: только что он был гиперактивен и весьма подвижен, а спустя мгновение – уже лежит совершенно обессиленный.
  • Спонтанные пробуждения посреди ночи – без возможности быстро заснуть дальше.
  • В особо тяжелых случаях – деструктивная гиперактивность, когда фактически беспричинно разъярившийся ребенок способен целенаправленно причинять физический вред себе и окружающим, а также ломать любые окружающие предметы.

Нарушения восприятия

Типичным состоянием для большинства детей, больных шизофренией, является безразличие к происходящему вокруг. При этом безразличие буквально ко всему остро контрастирует с нелогичными, но очень заметными увлечениями каким-то определенным предметом, занятием или темой.

Весьма характерным является также галлюцинаторное восприятие , когда маленький пациент видит и тактильно ощущает то, чего на самом деле нет.

Подобные иррациональные ощущения вызывают у ребенка страх и часто развиваются до масштабов полноценной фобии, которая усиливается с наступлением вечера.

В дневное время страх и недоверие также присутствуют, но они больше направлены на реально существующие объекты – например, на незнакомую обстановку или людей. Тревога ребенка сопровождается отказом от пищи и игр, а также стремлением быть как можно ближе к матери.

Специалистами замечено: если страх вызван определенным реальным фактором, то его устранение в целом улучшает состояние ребенка.

Описанные симптомы имеют и внешне выраженные черты: приоткрытый рот и блуждающий, рассредоточенный взгляд. Непрерывная шизофрения – это стопроцентная гарантия нарушений восприятия, а вот более чем у трети пациентов с приступообразной формой такие расстройства психики не наблюдаются.

Диагностика

Поскольку детская шизофрения все же не является неизлечимой болезнью, очень важно как можно раньше и точнее провести диагностику. Даже если вылечить ребенка в итоге так и не получится, только с помощью правильно и своевременно поставленного диагноза можно хотя бы частично уменьшить пагубное воздействие на малыша всех описанных симптомов. При этом чаще всего врачи уверенно определяют шизофрению лишь в младшем школьном возрасте, до 12 лет, да и то – только по результатам большого стационарного обследования.

Сложностей, препятствующих быстрому выявлению шизофрении, сразу несколько. Во-первых, очень многие симптомы этого заболевания действительно могут оказаться всего лишь особенностями характера или индивидуального развития. Они не указывают на болезнь. Во-вторых, многие психические заболевания обладают очень похожим набором признаков, но при этом предполагают совершенно разное лечение.

В-третьих, такой яркий признак психических расстройств , как галлюцинации и ложное восприятие, никак нельзя наблюдать со стороны – об этом может рассказать только сам пациент. При этом дети дошкольного возраста и без того далеко не всегда способны на подробный обстоятельный рассказ, так еще и шизофрения способствует снижению речевой активности.

В таких ситуациях специалисты обычно проводят сложную диагностику, призванную не столько подтвердить саму шизофрению, сколько проверить возможное наличие тех признаков, которые могли бы указывать на иную природу заболевания. В результате изначально поставленный диагноз может неоднократно меняться, что уменьшает эффективность лечения.

Зачастую даже опытные доктора путают шизофрению с аутизмом, поскольку в начале своего развития они действительно очень похожи. Однако шизофрения чаще проявляется не раньше 3-4 лет, она характеризуется постепенным усугублением нарушений. Аутизм обычно формируется к двум годам и представляет собой резкую деградацию, но с последующим развитием, пусть и очень замедленным.

На этот момент нужно обратить особое внимание, потому что сам ребенок этого не расскажет. Доктор не имеет возможности наблюдать пациента так же регулярно, как это делают родители, поэтому отталкиваться в своих выводах он будет именно от слов последних.

Как лечить?

Медики отмечают, что приблизительно половина детей, которым в дошкольном возрасте был поставлен диагноз «шизофрения», имеют все шансы вырасти здоровыми людьми. Для лечения данного заболевания используется комплекс методов, значительную часть которых еще около ста лет назад предложил знаменитый российский психотерапевт Владимир Бехтерев.

Шизофрения на томографии выглядит как нарушения развития лобной доли мозга , но причин для этого довольно много, что усложняет лечение. Чем младше ребенок, тем труднее составить для него правильную программу. Круг позволенных детям медицинских препаратов весьма ограничен, а психотерапия на них недостаточно действует из-за недостаточного уровня понимания языка.

В дошкольном возрасте шизофрению обычно не столько лечат, сколько сдерживают – с помощью дозволенных препаратов (в умеренных количествах). В любом случае – специалисты должны объяснить всей семье, с чем они столкнулись, что можно сделать для того, чтобы увеличить шансы на положительный исход. Целебный эффект может давать даже правильно организованное окружение. Лечение занимает несколько лет, но при подключении психотерапии в определенном возрасте результат становится все более заметным, и те же стационарные процедуры нужно проходить не так уж часто.

При лечении шизофрении часто назначают медикаменты седативного направления – например, аминазин и препараты лития, успокаивающие как психику, так и двигательную активность.

Для расширения эффекта их дополняют противосудорожными препаратами, а также антидепрессантами и антипсихотиками.

Очень важную роль способна сыграть поведенческая психотерапия , где ребенка научат самостоятельно справляться с собственными переживаниями и налаживать контакты с окружающими. Общий расслабляющий эффект и необходимый позитивный эмоциональный всплеск дает терапия в виде контакта с животными . В восстановлении нарушившейся речи поможет профильный специалист – логопед.

Многочисленные отзывы родителей подтверждают, что правильная атмосфера дома способна облегчить больному ребенку протекание болезни. Такое заболевание у малыша может стать серьезным вызовом для родителей. Многие просто боятся собственного ребенка и пытаются сдать его врачам.

При типичном симптоме этого недуга (необоснованных фобиях) очень важны именно семейное тепло и уют. Те семьи, которые делают все для обеспечения маленького пациента счастливым детством, сильно приближают его к выздоровлению.

Чтобы не навредить, а помочь ребенку, придерживайтесь следующих правил:

  • Детям вообще свойственно придумывать несуществующие вещи, но здоровые малыши делают это осознанно, а для больных шизофренией это – часть их реальности. Пытаясь переубедить ребенка в том, что его страхов не существует, вы лишь оттолкнете его, потому что он действительно видит то, о чем говорит.
  • Поскольку любые изменения в жизни малыша с шизофренией воспринимаются им в штыки, найдите те условия, которые его устраивают, и сделайте их повседневным расписанием, отклоняться от которого нельзя.

  • Пациенты такого типа очень замкнуты в себе, их не интересует общение, но для выздоровления его нужно обеспечить. Сделать это придется родителям. Можно делать это самостоятельно или при помощи психолога.
  • Когда ребенок начинает осознавать, что он какой-то не такой, нужно обеспечивать общение с другими семьями, где есть такие же дети. Это поможет как самим малышам, так и их родителям.
  • Из-за высокого риска сильной утомляемости не перегружайте ребенка даже полезными занятиями – вроде учебы.

Благодаря описанным действиям даже у тех подростков, которых не удалось излечить, вырабатывается стратегия адаптации к собственной необычности, позволяющая ходить в обычную среднюю школу.

Все о симптомах и признаках шизофрении у детей, а также ее диагностике и лечении, смотрите далее.



error: Контент защищен !!