Пять вечеров. Театр Современник. Пресса о спектакле. Изложение сюжета - Пять вечеров. Пьеса О странностях любви

Действие происходит в Ленинграде.

Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя - продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде в отпуске, живет он где-то на Севере. Отпуск заканчивается - скоро уезжать. Он рассказывает Зое, что в соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Он переписывался с нею всю войну, а потом перестал писать. Ильину хочется увидеть, какая она сейчас. Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идет узнать - может, она еще там живет.

Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильина, только предъявленный им паспорт все объясняет. Тамара рассказывает ему, что работает мастером на «Красном треугольнике», что её работа интересная, ответственная, что живет с племянником Славой. А сестры Люси нет - в блокаду умерла. Слава учится в технологическом, где до войны учился Ильин.

Ильин рассказывает, что работает главным инженером на химическом заводе в Подгорске. Это один из крупнейших заводов в Союзе. А здесь - в командировке. На три-четыре дня. Тамара предлагает ему пожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет водить. Ильин соглашается и уходит в маленькую комнату. Тамара ложится спать. В квартиру входят Катя и Слава. Тамара делает им замечание, что уже полночь, что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекает Славу от занятий. Катя в ответ говорит, что двойки Слава получает не из-за нее, а из-за соседки Лидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не дает ему свои конспекты. Катя уходит. Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло. Входит Ильин и слушает. Славе неприятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит в маленькую комнату с раскладушкой. Ильин рассказывает Славе их с Тамарой историю и обещает спустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару. Он говорит, что намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживет здесь.

Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары. Пришедшей Тамаре сначала не нравится, что кто-то распоряжается в её доме без нее, однако потом она с удовольствием приглашает всех за стол - ужинать. Когда Катя со Славой уходят, Тамара поет под гитару песню, которую они с Ильиным пели много лет назад: «Миленький ты мой…» Неожиданно она говорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, но Тамара не отвечает. В комнате гаснет свет.

Вечер третий. Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможет прийти. Действие переносится в комнату Тамары. Ильин собирается уезжать и зовет Тамару ехать с ним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофером, бросив свое инженерство. Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения. Ильин отправляет её в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись. Слава запрещает Тамаре догнать ушедшего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.

Вечер четвертый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав её голос, тот просит Тимофеева не выдавать его и прячется. Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина. В это время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска. Тамара узнает, что Ильин сказал ей неправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофер на Севере. Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает. Она оставляет свой адрес для Ильина и уходит. Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить её о прощении. Для Ильина это исключено. Он уходит.

Вечер пятый. Катя рассказывает переживающей Тамаре о существовании Зои. Тамара решает поискать Ильина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застает его. Зоя оскорбительно с ней разговаривает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.

Катя разыскивает на вокзале Ильина. Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается ему помешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей - о Тамаре, о том, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.

В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их прощании. Приходит Катя. Она пьяна. Отдает Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладывает её на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берется починить перегоревший рефлектор. Тут возвращается Ильин. Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный и счастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину, что тот звал её с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что она никогда об этом не пожалеет. Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за свое счастье, вслух желает, чтобы не было во


Театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. "Пять вечеров", "Старшая сестра") и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. "Назначение", "Кастручча"). Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: "Пять вечеров" (по собственной пьесе), "Звонят, откройте дверь!" (1965), "Похождения зубного врача" (...

О первобытных людях ("Выхухоль", "Ящерица", "Две стрелы"), "Мать Иисуса" (поставленная только в 1988), "Кастручча" (1966), поставленная в 1988. Рисуя людей "незаметных" профессий, Володин выступает против рутины, догматизма, обывательской психологии - за право человека на утверждение своего назначения в жизни. Некоторые пьесы Володина подверглись критике в печати за элементы дегероизации...

... » Павла Суворова и др. Авторскую песню в Тюмени начинают «приручать» в конце 80-х под крылом обкома ВЛКСМ. Авторы выступают на студенческих фестивалях самодеятельного творчества. Во дворце «Нефтяник» организуется клуб авторской песни (куратор - Владимир Заровнятных). По линии обкома ВЛКСМ фестивали проводили Елизавета Дмитриева, Ольга Москвина, Ирина Дмитриева. В г. Тюмени в ноябре 1998г. в умах...

Действие происходит в Ленинграде.

Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя - продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде в отпуске, живет он где-то на Севе­ре. Отпуск заканчивается - скоро уезжать. Он рассказывает Зое, что в соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Он переписывался с нею всю войну, а потом перестал писать. Ильину хочется увидеть, какая она сейчас. Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идет узнать - может, она еще там живет.

Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильи­на, только предъявленный им паспорт все объясняет. Тамара расска­зывает ему, что работает мастером на «Красном треугольнике», что ее работа интересная, ответственная, что живет с племянником Славой. А сестры Люси нет - в блокаду умерла. Слава учится в технологичес­ком, где до войны учился Ильин.

Ильин рассказывает, что работает главным инженером на хими­ческом заводе в Подгорске. Это один из крупнейших заводов в Союзе. А здесь - в командировке. На три-четыре дня. Тамара пред­лагает ему пожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет водить. Ильин соглашается и уходит в маленькую комнату. Та­мара ложится спать.

В квартиру входят Катя и Слава. Тамара делает им замечание, что уже полночь, что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекает Славу от занятий. Катя в ответ говорит, что двой­ки Слава получает не из-за нее, а из-за соседки Лидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не дает ему свои конспекты. Катя уходит. Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло. Входит Ильин и слушает. Славе не­приятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит в маленькую комнату с раскладушкой. Ильин расска­зывает Славе их с Тамарой историю и обещает спустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару. Он говорит, что наме­рен обеспечить этой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживет здесь.

Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары. Пришедшей Тамаре сначала не нравит­ся, что кто-то распоряжается в ее доме без нее, однако потом она с удовольствием приглашает всех за стол - ужинать. Когда Катя со Славой уходят, Тамара поет под гитару песню, которую они с Ильи­ным пели много лет назад: «Миленький ты мой...» Неожиданно она говорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, но Тамара не отвечает. В комнате гаснет свет.

Вечер третий. Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможет прийти. Действие переносится в комнату Тамары. Ильин собирается уезжать и зовет Тамару ехать с ним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофе­ром, бросив свое инженерство. Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения. Ильин отправляет ее в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись. Слава запрещает Тамаре догнать ушед­шего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.

Вечер четвертый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав ее голос, тот просит Тимофеева не вы­давать его и прячется. Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина. В это время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска. Тамара узнает, что Ильин сказал ей неправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофер на Се­вере. Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает. Она оставляет свой адрес для Ильина и уходит. Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить ее о прощении. Для Ильи­на это исключено. Он уходит.

Вечер пятый. Катя рассказывает переживающей Тамаре о сущест­вовании Зои. Тамара решает поискать Ильина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застает его. Зоя оскорбительно с ней разго­варивает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.

Катя разыскивает на вокзале Ильина. Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается ему помешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей - о Тамаре, о том, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.

В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их про­щании. Приходит Катя. Она пьяна. Отдает Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладывает ее на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берется починить перегоревший рефлектор. Тут возвращается Ильин. Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный и счастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину, что тот звал ее с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что она никогда об этом не пожалеет. Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за свое , вслух желает, чтобы не было войны.

События первого вечера. Приехавший отдохнуть в Ленинград откуда-то с севера, Ильин, находится в одной комнате с Зоей. Она работает продавщицей в гастрономе. Отпуск подходит к концу. В беседе Ильин рассказал о своей первой большой любви к красивой девушке, с необычным именем Звезда, так её звали подруги. С ней в военные годы поддерживал связь письмами, но как-то все оборвалось. Сказал, что жила она по соседству, в доме с аптекой. Его очень интересовало, какая она стала, хотел бы с ней встретиться. Не откладывая решил сходить поинтересоваться, что если она до сих пор там же проживает. Сказав Зое, что быстро придет, ушел.

Описываются события в комнате Тамары. Состоялась встреча, но ей не удаётся понять кто этот человек, стоящий перед ней, не помнит, но посмотрев паспорт Ильина, признает. Общаются, Тамара говорит о потерянной сестре, умершей, когда была война, рассказывает о племяннике, проживает с ней, затем, где и кем на работает. Сказала, что местом довольна,. Её племянник Слава учится там же, где получал образование Ильин, в технологическом.
Ильин говорит о своей жизни, как трудился на химическом заводе в городе Подгорске - в Советском Союзе по масштабу он среди крупнейших, был там главным инженером. Сюда прибыл по работе на несколько дней. Тамара говорит Ильину, что он может эти дни жить у них, но не должен никого приводить в дом. Он принимает условия. Тамара легла, но в этот момент появляется Слава c Катериной, Тамара сердито им высказывает о позднем времени, указала на то, что молодым девушкам неприлично так поздно гулять и что она мешает Славе в учебе. Защищаясь, девушка указывает на истинную причину неудовлетворительных оценок парня, причиной которых является девушка, живущая по соседству, по имени Лидочка, которая не поделилась конспектом со Славой, из - за их ссоры. Затем уходит. Тамара взывает к совести парня, но он не желает ничего слушать, так как надоели поучения. Появившийся Ильин вникает в разговор. Парню не нравится присутствие при этом разговоре Ильина, Слава не спорит с ним, и тут же идет в маленькую комнату. Между парнем и Ильиным состоялся разговор. Ильин говорит о Тамаре, об их прошлом, предупреждает парня, не сметь обижать её, иначе спросит с него за это. Объясняет, что хочет подарить Тамаре немного счастья, по крайней мере, пока он здесь.

События второго вечера. Катерина, Слава и Ильин занимаются уборкой в квартире, готовятся к визиту Тамары. Появившись, она оказалась недовольна, тем, что в её отсутствие у неё в квартире хозяйничали. Все же, с радостью зовет присутствующих на ужин к столу. Катя и Слава ушли, оставив наедине Ильина и Тамару. Она напевает под звуки гитары общую песню из их прошлого. Спев слова: «Миленький ты мой...», вдруг сказала, как плохо, если бы она стала чьей-то женой. Он хотел, чтобы она повторила, но она ничего не сказала. В этот момент потух свет.
События третьего вечера. Катерина занята работой. Ильин сообщает Зое, что не придет, а Катя это услышала. Далее описываются события, происходящие в комнате Тамары. Ему пора ехать он готовится в путь и предлагает Тамаре поехать вместе. Он обдумывает возможность переехать жить на Север, работая водителем, бросив работу на заводе. Но Тамара не приняла предложение и не поняла, зачем отказываться от всего и переезжать. Затем она по просьбе Ильина идет в магазин, купить ему еды с собой, но не дожидается её возвращения, не попрощавшись, уезжает. Тамара хочет его догнать, но Слава, не желая её унижений, запрещает следовать за ним.
События четвертого вечера. Тамара пришла искать Ильина к его другу, Тимофееву. Он действительно тут, но прячется от неё, другу сказал не говорить ей, что он здесь. Тимофеев, как просил его Ильин, не выдал его, сказав, что долгое время с Ильиным не виделись. Тамаре становится известно, что Ильин живет на Севере и работает там водителем, а на заводе работает Тимофеев, считающий Ильина халатным, все же, Тамара горит желанием найти его. Уходя, на всякий случай дает свой адрес. Тимофеев говорит другу идти за Тамарой и просить простить его, но Ильин против. Потом уходит.

События пятого вечера. Катерина говорит Тамаре о Зое, узнав это, она собирается искать его у неё. Между Зоей и Ильиным все кончено. Тамаре не удается его застать. Между Зоей и Тамарой происходит неприятный разговор, в котором Зоя оскорбляет её. Ничего не узнав, Тамара ушла.
Ильин на вокзале, он хочет перед своим рейсом напиться, но в этот момент его находит Катерина. Она начинает ему мешать пить, но у неё не получается и они уже пьют вдвоем. Катерина говорит о Славе, а Ильин рассказывает о Тамаре, как они прощались, когда он отправлялся на фронт, и рассказывает настоящую правду своей жизни.
Тем временем Слава от Тамары узнаёт ту же самую историю, как она прощалась с Ильиным перед его отправкой на фронт. Появляется пьяная Катерина. Вручает парню тетрадку, в которую всю ночь переписывала для него лекции. Тамара укладывает девушку спать. В поисках Ильина приходит Тимофеев. Занялся починкой сломанного рефлектора. В этот момент приходит Ильин. Заявляет о своей независимости, говорит, что всем доволен. Тамара говорит, что все знает, что испытывает чувство гордости за него. Намекает о недавнем предложении вместе ехать жить на Север, сказала что согласна. Радостный Ильин принялся целовать её, приговаривая, как она будет счастлива и не пожалеет. Тамара озаботившись своим счастьем, пожелала вслух, чтобы не было войны.

Краткое описание пьесы «Пять вечеров» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пять вечеров». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Пять вечеров
Краткое содержание пьесы
Действие происходит в Ленинграде.
Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя – продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде в отпуске, живет он где-то на Севере. Отпуск заканчивается – скоро уезжать. Он рассказывает Зое, что в соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Он переписывался с нею всю войну, а потом перестал писать. Ильину хочется увидеть, какая она сейчас. Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идет узнать – может,

Она еще там живет.
Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильина, только предъявленный им паспорт все объясняет. Тамара рассказывает ему, что работает мастером на “Красном треугольнике”, что ее работа интересная, ответственная, что живет с племянником Славой. А сестры Люси нет – в блокаду умерла. Слава учится в технологическом, где до войны учился Ильин.
Ильин рассказывает, что работает главным инженером на химическом заводе в Подгорске. Это один из крупнейших заводов в Союзе. А здесь – в командировке. На три-четыре дня. Тамара предлагает ему пожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет водить. Ильин соглашается и уходит в маленькую комнату. Тамара ложится спать. В квартиру входят Катя и Слава. Тамара делает им замечание, что уже полночь, что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекает Славу от занятий. Катя в ответ говорит, что двойки Слава получает не из-за нее, а из-за соседки Лидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не дает ему свои конспекты. Катя уходит. Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло. Входит Ильин и слушает. Славе неприятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит в маленькую комнату с раскладушкой. Ильин рассказывает Славе их с Тамарой историю и обещает спустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару. Он говорит, что намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживет здесь.
Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары. Пришедшей Тамаре сначала не нравится, что кто-то распоряжается в ее доме без нее, однако потом она с удовольствием приглашает всех за стол – ужинать. Когда Катя со Славой уходят, Тамара поет под гитару песню, которую они с Ильиным пели много лет назад: “Миленький ты мой… ” Неожиданно она говорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, но Тамара не отвечает. В комнате гаснет свет.
Вечер третий. Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможет прийти. Действие переносится в комнату Тамары. Ильин собирается уезжать и зовет Тамару ехать с ним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофером, бросив свое инженерство. Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения. Ильин отправляет ее в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись. Слава запрещает Тамаре догнать ушедшего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.
Вечер четвертый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав ее голос, тот просит Тимофеева не выдавать его и прячется. Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина. В это время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска. Тамара узнает, что Ильин сказал ей неправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофер на Севере. Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает. Она оставляет свой адрес для Ильина и уходит. Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить ее о прощении. Для Ильина это исключено. Он уходит.
Вечер пятый. Катя рассказывает переживающей Тамаре о существовании Зои. Тамара решает поискать Ильина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застает его. Зоя оскорбительно с ней разговаривает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.
Катя разыскивает на вокзале Ильина. Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается ему помешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей – о Тамаре, о том, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.
В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их прощании. Приходит Катя. Она пьяна. Отдает Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладывает ее на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берется починить перегоревший рефлектор. Тут возвращается Ильин. Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный и счастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину, что тот звал ее с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что она никогда об этом не пожалеет. Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за свое счастье, вслух желает, чтобы не было войны.

|
драма

«Пять вечеров» - пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году. Начиная с того же года пьеса постоянно ставится в театрах, а в 1978 году она была экранизирована.

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Сюжет
  • 4 Художественные особенности и толкования
  • 5 Сценическая судьба
    • 5.1 «Пять вечеров» в БДТ
    • 5.2 «Пять вечеров» в «Современнике»
    • 5.3 Другие известные постановки
    • 5.4 Фестиваль
  • 6 Экранизации
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания

В 1954 году Александр Володин выпустил небольшой сборник рассказов, и, как отмечал впоследствии С. Владимиров, почти весь сюжетный материал его пьес был уже заготовлен в этом раннем сбонике; так, рассказ «Пятнадцать лет жизни» предвосхищал пьесу «Пять вечеров». этом рассказе к больному герою, по фамилии Ильин, приходила его давняя и забытая любовь; они произносили всего несколько фраз, старательно обходя главное, и в конце концов Ильин притворялся спящим; но после ухода женщины он начинал вспоминать прошлое и осознавал, что жизнь растрачена впустую. Ильин в рассказе, как и в будущей пьесе, принадлежал к тому же поколению, что и сам автор, учился до войны в Технологическом институте и по призванию был химиком; на этом, однако, сходство заканчивалось: в пьесе Володин наделил своего героя иным характером и иной, хотя и недостаточно ясной судьбой.

Володина-прозаика критики похвалили за то, что он «с увлечением пишет о повседневных, будничных делах людей самых скромных рядовых специальностей»; но то, что было хорошо для рассказов, оказалось плохо для драматургии. Первая пьеса Александра Володина, написанная в 1955 году «Фабричная девчонка», годом позже поставленная в Ставропольском театре, а затем и в 1957 в Центральном театре Советской Армии в Москве, подверглась жестокой критике на страницах журнала «Театральная жизнь». этой пьесе, как и в последующих, Володин, по словам А. Смелянского, привёл на сцену новых героев - ничем не примечательных людей, которых в советское искусство «дальше передней тридцать лет не пускали»: им была отведена глухая периферия советской драмы, роль безликого хора, имеющего право лишь одобрять мудрость власти.

Но пьеса нашла и немало сторонников; благодаря острой дискусси в журнале «Театр», не в последнюю очередь, на начинающего драматурга обратили внимание такие режиссёры, как Георгий Товстоногов и Олег Ефремов, и новую свою пьесу, «Пять вечеров», написанную в 1958 году, Володин был приглашён читать труппе Большого драматического театра. «Через каждые пять минут, - вспоминала Зинаида Шарко, - он останавливался и говорил: „Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!“ Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано».

Художественному совету театра пьеса не понравилась, но, как говорил Вл. Немирович-Данченко, «никто не знает, какая пьеса хорошая, какая плохая, пока она не поставлена», - спектакль, поставленный Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни. 1959 году он вызвал такую же острую полемику, как и «Фабричная девчонка», - при этом критики не разделяли театр и драматурга, обоих обвиняли в «мелкотемье», «узком бытописательстве», «натуралистическом приземлении героев», - и тем не менее «Пять вечеров», которым противники предрекали короткую жизнь и бесславную смерть, оказались самой репертуарной пьесой Володина, режиссёры вновь и вновь обращаются к ней и в XXI веке.

Действующие лица

  • Ильин
  • Тамара
  • Слава
  • Тимофеев

Сюжет

Середина 50-х годов. После 17-летнего отсутствия Ильин возвращается в родной Ленинград; из окна квартиры своей приятельницы Зои он видит дом, в котором когда-то снимал комнату, и вспоминает девушку, которую любил в молодости, Тамару.

Вдвоём со взрослым племянником Славиком Тамара живёт всё в той же коммунальной квартире, в которой снимал комнату Ильин. Нежданного гостя она встречает недоверчиво, его многолетнее отсутствие ей непонятно, - не найдя счастья в личной жизни, Тамара ищет его в труде и в общественной работе и с гордостью сообщает Ильину о своих достижениях в качестве мастера цеха. Он, учившийся до войны в Технологическом институте, в свою очередь, представляется главным инженером крупного химического комбината.

Постепенно Тамара оттаивает; но Ильин не решается признаться ей в том, что он - простой шофёр, работающий на Севере, и что жизнь его на самом деле не сложилась. Он прячется от Тамары у своего старого институтского друга Тимофеева, от которого Тамара и узнаёт, что главным инженером крупного химического комбината в действительности является Тимофеев. Для Тамары это уже совершенно неважно, но Ильин «от позора» спешит покинуть Ленинград. судьбу «отцов» вмешиваются «дети»: в привокзальном ресторане Ильина находит подруга Славика, Катя.

Художественные особенности и толкования

Сценическая судьба

«Пять вечеров» в БДТ

Тамара - Зинаида Шарко, Ильин - Ефим Копелян, Большой драматический театр, 1959 год

Первую постановку пьесы осуществил Георгий Товстоногов в Большом драматическом театре им. М. Горького; премьера состоялась 6 марта 1959 года. «Простой володинской истории, - пишет А. Смелянский, - Товстоногов поставил историческое дыхание». Странные володинские ремарки режиссёр читал в спектакле по радио, чтобы передать зрителям, как пишет критик, природу новой «бытовой драмы». Он создал спектакль об «оттепели» - «о том, как к окаменевшим людям возвращается чувство», о том, как советский человек возвращается к самому себе и становится просто человеком, освобождается от шелухи заученных интонаций и привычных социальных ролей. Едва ли не кульминацией спектакля стала бесхитростная песенка главной героини «Миленький ты мой, возьми меня с собой»; её горький смысл - в те времена, когда из небытия возвращались давно исчезнувшие люди, - был внятен даже тем, кто не расслышал политический подтекст спектакля. «Нам открылось тогда, - писал десятилетия спустя Вадим Гаевский, - что души человеческие, полузамёрзшие в долгой и холодной ночи, всё ещё живы и старая песня ещё жива, и вот этим открытием был полон спекталь, был им бесконечно взволнован, а потому и волновал тоже бесконечно».

Анатолий Эфрос вспоминал, как москвичи ездили в Ленинград, специально чтобы посмотреть «Пять вечеров», хотя по возвращении не все рассказывали о нём с восторженностью, иные - с негодованием. Для Эфроса это негодование оставалось непостижимым и много лет спустя; по поводу исполнителей главных ролей, Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна, он писал: «Это было настоящее тонкое психологическое искусство. Это было прекрасное искусство актеров того направления, которое называется искусством переживания. Это была режиссура, в которой я ощутил истинное продолжение заветов Станиславского… За простенькими разговорами в каждой сцене скрывалась такая боль, такая тоска или такая радость, что невозможно было оставаться спокойным». Сам драматург говорил впоследствии, что его Тамару создала Шарко, открывшая в героине и в пьесе в целом нечто такое значительное, чего он и сам не подозревал.

«Пять вечеров» стали одним из тех спектаклей, которые, по словам А. Смелянского, «непререкаемо возвели Товстоногова и его театр в ранг первой сцены страны».

«Пять вечеров» в «Современнике»

В том же году пьесу поставил в «Современнике» Олег Ефремов, сыгравший в ней Ильина. Но, в отличие от ленинградского, московский спекталь автору не понравился. «Мы попытались решить пьесу как сказку, - рассказывал Ефремов, - сделали голубые декорации, все было искренне, благородно, красиво… а автор нашего спектакля не принял и с присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины».

Не все были столь же категоричный в оценке спектакля. И много лет спустя своё 50-летие театр отметил новой постановкой «Пяти вечеров».

Другие известные постановки

  • 1959 - Большой драматический театр им. М. Горького. Постановка Георгия Товстоногова; художник В. Л. Степанов; музыкальное оформление Н. Я. Любарского. Роли исполняли: Тамара - Зинаида Шарко, Ильин - Ефим Копелян, Слава - Кирилл Лавров, Катя - Людмила Макарова, Тимофеев - Всеволод Кузнецов. Премьера состоялась 6 марта
  • 1959 - «Современник». Постановка Олега Ефремова. Роли исполняли: Тамара - Лилия Толмачёва, Ильин - О. Ефремов, Инженер - Евгений Евстигнеев
  • 1959 - Рижский театр русской драмы. Постановка Ю. Сергеева. Роли исполняли: Тамара - Е. Крылова, Ильин - А. Гай, Слава - П. Горин, Катя - О. Ларкина
  • 1997 - Московский драматический театр на Малой Бронной. Постановка Сергея Женовача. Роли исполняли: Катя - Мария Глазкова
  • 2001 - Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева. Постановка Сергея Арцибашева. роли Ильина - С. Арцибашев
  • 2003 - Новосибирский городской драматический театр п/р С. Афанасьева. Режиссёр Сергей Афанасьев. главных ролях Ирина Денисова и Николай Соловьёв.
  • 2004 - Камерный Драматический театр (Вологда). Постановка Яков Рубин
  • 2005 - Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке. Постановка Ирины Зубжицкой. ролях: Тамара - Регина Щукина, Ильин - Леонид Осокин, Слава - Василий Гузов, Катя - Ольга Медынич
  • 2006 - «Современник». Постановка Александра Огарёва. ролях: Тамара - Елена Яковлева, Ильин - Сергей Гармаш,
  • 2006 - Приморский краевой академический драматический театр имени Горького. Постановка Ефима Звеняцкого
  • Антрепризная постановка Ольги Анохиной. ролях: Тамара - Лариса Гузеева, Ильин - Александр Дедюшко и Евгений Сидихин, Слава - Александр Голубев и Иван Жидков, Тимофеев - Владимир Горюшин, Катя - Татьяна Арнтгольц
  • Драматический театр Братска. Постановка Олега Кравзе
  • 2009 - Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова. Постановка Ольги Харитоновой, Тамара - Алиса Зыкина, Ильин - Юрий Кудинов, Тимофеев - Игорь Баголей
  • 2009 - Новый Рижский театр (на латышском языке). Постановка Мара Кимеле.
  • 2011 - Русский театр Эстонии. Постановка Александра Кладько. Ильин - Александр Ивашкевич, Тамара - Лариса Саванкова.
  • 2011 - Мастерская Петра Фоменко. Постановка Виктора Рыжакова. Ильин - Игорь Гордин, Тамара - Полина Агуреева.
  • 2013 - Ленком. Постановка Андрея Прикотенко. Тамара - Олеся Железняк, Ильин - Андрей Соколов.

Фестиваль

Основанный в Санкт-Петербурге в 2004 году Всероссийский театральный фестиваль, посвящённый памяти драматурга, получил название «Пять вечеров».

Экранизации

В 1978 году Никита Михалков снял по пьесе одноимённый фильм.

Примечания

  1. Александр Володин в энциклопедии «Кругосвет»
  2. 1 2 Спектакль / Сост. Н. Б. Владимирова.. - Л.: Искусство, 1976. - С. 64-65.
  3. Владимиров С. В. А. М. Володин // Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль / Сост. Н. Б. Владимирова.. - Л.: Искусство, 1976. - С. 68, 82-83.
  4. 1 2 3 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. - С. 53-54. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  5. 1 2 Дмитревская М. С любимыми не рассиавайтесь! // Петербургский театральный журнал. - СПб, 2006. - № 2 (44).
  6. Цит. по: Старосельская Н. Д. Товстоногов. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 174. - ISBN 5-235-02680-2.
  7. 1 2 Старосельская Н. Д. Товстоногов. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 174. - ISBN 5-235-02680-2.
  8. 1 2 3 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. - С. 56. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  9. Старосельская Н. Д. Товстоногов. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 175. - ISBN 5-235-02680-2.
  10. Цит. по: Старосельская Н. Д. Товстоногов. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 175. - ISBN 5-235-02680-2.
  11. Эфрос А. В. / 2-е изд. доп.. - М.: «Парнас», Фонд «Русский театр», 1993. - Т. 1. Репетиция - любовь моя. - С. 137. - 318 с.
  12. Марченко Т. А. Зинаида Шарко // Портреты актеров: Вып. 2.. - Л.: Искусство, 1973. - С. 144.
  13. Ефремов О. Н. О театре единомышленников // Режиссерское искусство сегодня. - М., 1962. - С. 342.
  14. Пять вечеров
  15. Сергей Женовач в энциклопедии «Кругосвет»
  16. Рецензии на спектакли Московского драматического театра на Малой Бронной
  17. Сказка о счастье
  18. Постановка Молодёжного театра на Фонтанке (Санкт-Петербург)
  19. Пять вечеров - Программа
  20. Возвращение в «Пять вечеров»
  21. Анохина Ольга и Лариса Гузеева на «Худсовете». Телеканал «Культура»,16.11.05
  22. Пять вечеров" Братского драматического

Ссылки

  • Текст пьесы
  • ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ

Пять вечеров (пьеса) Информацию О



error: Контент защищен !!