Волшебная сказка гуси лебеди. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди. Что тебя заставило забыть мелодию Любви

Петрикова Маргарита, 8 класс

Анализ русской народной сказки "Гуси - лебеди". Можно использовать на уроке литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА

(Выступление на школьном Дне Науки

Ученицы 8 класса Петриковой Маргариты. Учитель – Матсапаева Е.В.)

Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы

  1. о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами,
  2. о смене дня и ночи, времен года,
  3. о жизни и смерти,
  4. о происхождении животных и человека.

Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы

О происхождении Вселенной,

О животном и растительном мире,

О происхождении человека,

О загробной жизни,

О добывании огня, происхождении ремёсел.

Таким образом, можно сделать вывод: миф – это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т.д.)

Но наше представление о мифах чаще всего сводится к античным мифам, к богам и героям Древней Греции и Древнего Рима. Это можно объяснить тем, что именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее известные самому широкому кругу читателей.

Эпоху Возрождения (15-16 вв.) можно назвать эпохой второго рождения и распространения мифов в Европе: оживился интерес к античности, проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцах.

Итак, наиболее известные мифы – мифы античного мира.

Но у наших предков - древних славян – тоже были свои, славянские мифы. Славяне, пытаясь понять и объяснить окружающий мир, олицетворяли его, представляя силы природы в виде живых существ – защитников(берегинь) и врагов(врагинь). В нашем языке до сих пор сохранились такие сочетания, как солнце встало, село, зашло, спряталось; ветер дует, ревёт, рвёт. Все эти выражения, как и сотни тысяч им подобных, мы можем назвать следами мифологических представлений славян. К сожалению, славянские мифы не дошли до нас, но многочисленные следы их остались в фольклоре, в большей степени – в волшебных сказках. Многие сотни лет шло превращение мифов в сказку.

Сказки пришли к нам из глубокой древности, и рассказывали их нищие странники, калики перехожие, отставные солдаты – словом, те, кто скитался по белу свету и передавал из уст в уста мудрость народную, складывающуюся веками.

Из этого можно сделать вывод: волшебная сказка – это переосмысленный миф, повествующий о том, как можно избежать неотвратимого действия враждебных сил природы, если человек уже очутился в положении невольного нарушителя.

Волшебная сказка «Гуси-лебеди» известна с детства. Эту сказку знаем наизусть. Но вряд ли догадываемся, какую сокровенную тайну хранит она! Как близка она к славянскому мифу, сколько мудрости народной пронесла она через века!

Хотелось бы несколько слов сказать об Александре Николаевиче Афанасьеве, историке и фольклористе, издателе «Народных русских сказок». Афанасьев А. Н. (1826-1871) – исследователь мифологии, автор многочисленных сочинений, в которых разъяснял и сопоставлял предания, обычаи, мифы наших предков. Окончив юридический факультет Московского университета, он принят на службу в Главный Московский архив министерства иностранных дел, что даёт ему возможность заниматься исследованием истории, права, литературы, народной поэзии, изданием произведений фольклора. Наиболее известными научными трудами исследователя являются «Древо жизни» и «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них дочка да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до 7-8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.

Но вновь обратимся к сказке «Гуси-лебеди». Поехали старик со старухою на работу, а дочке наказывают, чтобы братца берегла. И за то привезут ей и булочку, и платьице справят. То есть, сказав эти слова, старики создали некий запрет. (Учёные считают, что вся жизнь первобытного человека была ограничена множеством запретов. Без разрешения нельзя было есть ту или иную пищу, пить те или иные отвары, покидать в одиночку становище, охотиться на то или иное животное. Нарушишь запрет – и придут в действие невидимые, злые, могучие силы.) Девочка не послушала совета старших, нарушила запрет - она оставила братца играть на травке под окошком, а сама побежала на улицу. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках…Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся…Девочка угадала, что гуси-лебеди унесли её братца, бросилась их догонять.»

Рассмотрим подробнее сказочный образ «гуси-лебеди».В славянской мифологии водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди – были особо почитаемы, так как именно на них пересекает Океан-море Даждьбог – бог Солнца. Вообще, птица принималась некогда за общепонятый поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и солнечный свет. Как отмечает Афанасьев А. Н. :«В мифических сказаниях и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов». В данной сказке они служат Бабе-Яге – единственному божеству. Гусь в фольклоре предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа. А лебедь – противоречивый символ: света и смерти, преображения и меланхолии. То есть, гуси-лебеди – это поэтический образ, созданный фантазией человека.

Бросилась девочка за братцем – то есть, героиня сказки отправляется в путь, где она встретится с печкой, яблоней, молочной речкой с кисельными берегами. Печка – это символ домашнего очага . Яблоня - символ земли-матушки, символ плодородия. Символ жизни и достатка – молочная речка с кисельными берегами . И можно предположить, что все они не являются чужими, несущими зло девочке и её братцу, ведь все они предметы ЕЁ мира. Всё это не несет девочке зла! И действительно, что предлагают печка, яблоня и речка в обмен на информацию, куда полетели гуси-лебеди?

  1. Съесть ржаного пирожка
  2. Съесть лесного яблока
  3. Съесть простого киселька с молоком.

Разве это испытания? Непосильная работа для девочки? Нет! Но как она ведёт себя? Она не ест ни пирожок, ни яблочко, ни кисель:

О, у моего батюшки пшеничного не едят.

О, у моего батюшки и садовые не едятся.

О, у моего батюшки и сливочки не едятся.

Однажды, уже нарушив запрет, она боится повторения, ведь неизвестно, какое ещё испытание может выпасть на её долю. Постоянно она говорит: «О, у моего батюшки…» - тем самым она даёт понять, что не совсем доверяет этим волшебным предметам: они находятся вне ЕЁ дома. А значит, к ним надо относиться осторожно, какими бы ласковыми они не казались.

А почему для печки, яблони и речки с кисельными берегами так важно, чтобы она съела их дары? Это опять же традиция древних народов, в том числе и славян – тем самым она как бы становится их рода-племени. (Этот обряд сохранился до сих пор – мы встречаем гостей дорогих хлебом-солью.)

Не помогли девочке ни печка, ни яблоня, ни речка! Кто же указал ей дорожку? ЁЖИК. И при этом ни о чем её не просит. Почему? В славянской мифологии ёж – символ прикосновения, а свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами. То есть, теперь девочка прикоснулась к другому миру.

«Видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга». Образ такой таинственной и страшной избушки на курьих ножках, находящейся в самой глуши дремучего леса, пришёл в народную сказку из древности. В глухой, непроходимой чаще, скрытые от посторонних глаз, стояли в первобытные времена эти странные избушки. Они были как бы ключом в загробный мир. Каждый мальчик, прежде чем стать воином или охотником, должен был пройти через такую избушку, чтобы получить тугой лук и тяжёлое копьё из рук давно умерших предков. А попасть к ним можно было, только пройдя через такую избушку. Поэтому герои сказок даже не пытаются обойти её! Дверь в избушку повернута к лесу, то есть вход в жилище смерти находится со стороны смерти. Попасть в жилище Бабы-Яги непросто: надо знать заветные слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Не каждый человек, по мнению древних, имел право войти в загробный мир и побеседовать с предками – это мог сделать только посвящённый. Только тот, кто, ответив на все вопросы старцев, смог показать свою зрелость, имел право войти в избушку и получить покровительство прародительницы, покровительницы рода и владычицы судеб живых. Поэтому девочка и не заходит в избушку: подкралась она к окошку, ухватила брата и бегом бежать.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят. Просит девочка речку спрятать её с братцем:

Речка-матушка, спрячь меня!

Съешь моего киселика!

Съела киселька - спрятала их речка. Но только гуси-лебеди воротились, летят навстречу.

Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

Съешь мое лесное яблочко!

Съела девочка яблочка яблоко - спрятала их яблоня.

Но гуси-лебеди вновь налетели, крыльями бьют.

Сударыня печка, спрячь меня!

Съешь моего ржаного пирожка!

Покружили гуси-лебеди над печкой и улетели.

Почему же теперь речка, яблоня и печка помогают девочке? Изменилось обращение её к ним: теперь она говорит:

речка-матушка,

яблонь-матушка,

сударыня-печка ,

Что показывает не только уважение, но и её признание, что все они – ЕЁ мир. И потому на обратном пути девочка взяла дары речки, яблони и печки. Легко было войти на сторону неизведанного, а вот выйти – сложно.

Интересно ещё одно наблюдение: когда девочка бежит в лес, «СТОИТ молочная речка, кисельные берега», а когда возвращается с братцем – «БЕЖИТ молочная речка, кисельные берега». Бегущие воды реки – это жизнь, жизнь, побеждающая смерть.

Благополучно вернулись дети домой. С момента нарушения девочкой запрета старших до её возвращения домой с братцем прошёл день. Но за это время она очень изменилась – она повзрослела, на что указывает и слово «девушка» в конце сказки.

Путь, который прошла девочка, можно разделить на несколько этапов:

  1. наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;
  2. нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  3. следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  4. путь испытаний и встречи в пути;
  5. применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  6. возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Итак, на примере сказки «Гуси-лебеди» мы проследили отражение славянского мифа с волшебной сказкой. И связь эта неслучайная, так как сказка – это миф, оторванный от магии.

И становятся понятны слова: «СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

Наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;

  1. Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  1. Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  1. Путь испытаний и встречи в пути;
  1. Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  1. Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

~ А кто такие гуси-лебеди? ~
Действительно - кто? Гуси - это гуси. Лебеди - понятно, лебеди. Но гуси-лебеди - это сочетание, казалось бы, несочетаемого. Давайте разберемся!

Гуси - древнейшие домашние птицы, олицетворяющие обычный деревенский быт, то есть совершенно земную жизнь. Вот они, гуси, - всегда под боком.

Лебеди, прилетающие и улетающие красавцы, в народном восприятии относились к загадочным, потаенным птицам. Недаром же в сказках лебедушка, ударившись о землю, могла обернуться девицей-красавицей. Вспомним хотя бы Царевну Лебедь из сказки Пушкина о царе Салтане. Ту самую, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. То есть лебеди - птицы волшебные, романтические, принадлежащие какому-то прекрасному, далекому и притягательному, но явно не обыденному миру. Недаром же именно об этих завораживающих птицах сложено так много сказок. Ну а какую легенду можно сложить о гусях, вечно крутящихся под ногами, шипящих и гогочущих?

Словом, гуси принадлежат к обычному миру, который наши предки называли миром Яви, то есть миром проЯВленным. А вот лебеди - птицы из мира Нави, того, что НАВевает мечты, приносят НАВаждения, то есть мира загадочного, волшебного, потустороннего.
Ну а кто же будут гуси-лебеди?
Это птицы, которые способны жить в двух мирах - обыденной Яви (как гуси) и непостижимой для обычных людей Нави (как лебеди).

~ А зачем гуси-лебеди несут мальчика в избушку Бабы-яги? ~

Сначала разберемся, кто такая наша самая главная «бабушка» русских сказок - Баба-яга.
Когда-то у древних наших предков славян она была совсем не страшилищем, которым пугали детей, а очень даже почитаемой особой. Баба, как мы знаем, главная женщина в роду, его берегиня.

Но что означает яга?

Вот тут самое время было бы объявить ВИКТОРИНУ, но, наверное, ответа никто теперь и не знает. А слово «яга» происходит от слово «ящгка»
(ударение на последний слог). Так наши предки называли ящура, которого считали прародителем всего живого на земле. Отсюда и понятное нам слово «пращур». То есть Баба-яга - самая первая хранительница самого первого рода. Главная старуха на земле. Правда, молодежь к старости не слишком-то внимательна. Да и представляется старость традиционно уродливой старухой, у которой вон даже ноги нет, и она бродит на костыле - у нее же костяная нога. Правда, чтобы передвигаться, старуха заимела себе ступу, на которой преотлично летает. Только вот нрав у нее со временем стал злобным - сказались годы все-таки.
Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками.

И где же обитает наша Баба-яга?

А вы не догадываетесь? Ну тогда еще немного порассуждаем. Среди людей в Яви ей уже нет места - уж больно стара. Но и в Нави, загробном мире, она жить не хочет, ведь она все-таки главная старуха людей. Так что стоит ее избушка на… границе двух миров - обычно-житейского (посюстороннего) и таинственно-непонятного (потустороннего). Повернется избушка в одну строну - из ее двери можно выйти в Явь - мир живых, повернется в другую - откроется путь в Навь - мир мертвых. Недаром же вокруг избушки тын (забор) из черепов. С одной стороны, это символы смерти, а с другой - символ страха живых, помещенный здесь для отпугивания тех, кому еще рано переходить из Яви в Навь.
Ну а гуси-лебеди способны перелетать из мира Яви в мир Нави. Так что они постоянно пролетают над избушкой Бабы-яги. Кстати - новый вопрос:

А почему избушка стоит на куриных ножках?

А вот ошибочка, дорогие читатели, - не куриных, а курьих! «А в чем разница?» - спросите вы. А вот в чем. В словаре Даля сказано, что «куръ - стропила на крестьянских избах». Еще их называли клюками. Помните, и у Бабы-яги такая клюка имелась? Так вот, на болотистых местах или в лесных чащах избы поднимали над землей на стропилах, чтобы комфортнее жить, - не так сыро и холодно от земли.
Хотя, конечно, в народной фантазии куръ и куры слились воедино. Так что избушка Яги-яговны может и бегать, и прыгать, как курица. Летать только не может. Но на то Бабе и ступа дадена.
Словом, была когда-то добрая бабушка, но за века превратилась она в злую Бабу-ягу. Хотя почему в злобную? В сказке Афанасьева (то есть народном толковании) не сказано, что она хочет причинить вред мальчику. Это злые гуси-лебеди его похитили и принесли в ее избушку. А сама Баба-яга усадила мальчишку на лавочку и даже дала ему поиграть золотыми яблочками. Ну не сделала она ему ничего плохого!

Тогда зачем вредные птицы мальчишку к ней принесли? А чтобы Баба-яга дала согласие на «транспортировку» мальчика из Яви в Навь - из царства живых в царство мертвых. Но древняя берегиня Баба-яга, живущая на стыке миров, такого согласия не дала, видно, засомневалась, а не рановато ли мальчику переходить в Навь. Вот и оставила покуда его у себя в избушке - на грани миров. Выходит, она его спасла?!

А как с девочкой?

Так ведь и ее Баба-яга не тронула. Больше того, она словно дожидалась, когда сестрица прибежит за братиком. Это уже в поздних литературных пересказах (например, у А.Н. Толстого) Баба-яга собирается съесть девочку или пообедать мальчиком. В народной сказке, записанной Афанасьевым, ничего подобного нет. Там сестрица хватает братца с лавочки и бежит домой. А Баба-яга в это время весьма кстати уходит проверить что-то у себя по хозяйству, то есть практически делает вид, что не видит происходящего. И дальше не Баба-яга кидается за детьми, а опять-таки злобные гуси-лебеди, посланники Нави.

Русская народная сказка "Гуси-Лебеди" современными читателями воспринимается как забавный вымысел для малышей. Многие славянские сказки присваивали крупным птицам тенденцию утаскивать оставшихся без присмотра малюток. Не удивительно, что крестьяне, отправляясь на полевые работы, напоминали своим старшим детям о Гусях-Лебедях, чтобы не забывали опекать младших братиков и сестричек. Не то, мол, прилетят Гуси-Лебеди, унесут братика или сестричку, а тебе попадет от родителей!

А существуют ли Гуси-Лебеди в наши дни? Как редкая порода птиц, может быть и существует в малочисленном составе на каких-либо нецивилизованных участках земли... Чего только не обнаруживают дотошные исследователи там или сям на планете Земля! Сама же суть сказки о Гусях-Лебедях, конечно же, не на тему научных открытий в области биологии. Тут речь идет о тех жизненных эпизодах, когда человек, имея перед собой важную задачу, отвлекается на забавы и всякого рода шалости.

Особенно трудно дается умение быть сосредоточенным и внимательным к порученной работе тем людям, которые избалованы хорошими условиями предыдущей жизни. Старшая сестрица в сказке "Гуси-Лебеди" посадила крошку-братика возле дома, сама не стала утруждать себя внимательным присмотром за малышом, а побежала к подружкам, да и заигралась. При поиске похищенного птицами братика, много трудностей и волнений довелось перенести девочке, изнеженной дотоле благополучной жизнью в обеспеченном родительском доме. Ведь, разыскивая малыша, старшая сестрица капризно отнеслась поначалу к просьбам отведать гостинцев печки, дикой яблоньки и молочной речки с кисельными берегами. Простая еда для изнеженной девицы была невыносима! Но все же, от страха перед погоней, на обратном пути к дому старшая сестрица проглатывает и ржаной пирожок, и кислое яблочко и овсяный киселек с молочком.

Так,иные люди соглашаются более скромно питаться только перед страхом грозящей беды. Если вспомнить сколько бед произошло на земле из-за безответственности людей, которые "заигрались с подружками", находясь не серьезном посту, то существование Гусей-Лебедей перестает быть легендой! Гуси-Лебеди в случае халатного отношения специалистов к работе - это схема тех бедствий, которые приходят при так называемом "невезении". На самом деле, невезение раньше или позже настигает каждого, кто регулярно небрежен в соблюдении инструкций, существующего законодательства, принятых в обществе разумных правил поведения. Как давно сказители сложили эту сказку, но и в наши дни есть смысл остерегаться, чтобы Гуси-Лебеди не утащили из жизни нечто ценное и важное!

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Володина Светлана Ивановна, учитель начальных классов, 1 категория

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Класс: 1

Образовательное учреждение: ГУ «Новосельская средняя школа»

Вид урока: урок - знакомство.

Педагогические технологии: элементы игровой технологии, гуманно –личностное обучение, развивающее обучение, совершенствование общеучебныхумений.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с отрывками из сказки, таблицы скоростного чтения, таблица «Виды сказок», предметы для инсценирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П.И. Чайковского, яблонька, яблоки разных цветов.

Авторские комментарии: данный урок проводится в 1 классе (Павленко В.К., Клыпа Г.В. «Родное слово» Алматыкi тап баспасы 2008.).На уроке применяется фронтальный опрос, работа в парах, работа в подгруппах, инсценирование, прослушивание отрывка сказки в исполнение мастера ораторского искусства. Проводится 1 физкультминутка, релаксация, рефлексия. В приложении даны карточки для артикуляционной гимнастики (в парах), карточки для работы в подгруппах. Переход к следующему слайду происходит по щелчку мышки.

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутье на основе сравнений сходных выражений, устаревших и современных.

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках.

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения;

    воспитывать уважение к источникам культуры, чувств ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с отрывками сказки, таблицы скоростного чтения, таблица виды сказок, предметы для инсцинирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П. И. Чайковского.

Вид урока: урок - знакомство.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично – поисковый.

Ход урока.

I .Организационный момент:

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. А теперь давайте наполним наши сердца и сердца наших гостей миром, светом и любовью.

Мир, мир, мир! Мир во мне, мир в тебе, мир везде!

Свет, свет, свет! Свет во мне, свет в тебе, свет везде!

Любовь, любовь, любовь! Любовь во мне, любовь в тебе, любовь везде!

Эти человеческие качества помогут нам сегодня познакомится с новым произведением, оценить поступки героев произведения, выражать свои мысли, чувства, четко отвечать на мои вопросы. Я желаю вам удачи.

II . Коррекционная работа.

Чтобы мы могли, красиво и выразительно говорить и читать, нужно подготовиться.

а) Дыхательная гимнастика:

Втягиваем приятный запах. Слайд №1

Задуваем свечку на один большой выдох и два маленьких. Слайд №2

Сдуем с ладошки лепестки.

б) Возьмите карточки, поработаем в парах. Приложение 1 (Работа по карточкам «Артикуляционная гимнастика»)

1) Чтение гласных звуков (на выдохе).

2) Чтение чистоговорок.

3) Чтение скороговорки.

4) Чтение по скоростной таблице.(2 минуты- с карандашом)

Кто может сказать, что для него урок начался успешно? На сколько слогов вы улучшили свой результат? Я надеюсь, что со следующими заданиями вы справитесь так же удачно.

III . Подготовка к усвоению нового материала.

Прочтите названия произведений и определите жанр произведения, с которым мы сегодня будем работать.

«Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен.

«Уголек, соломинка и боб» Ш. Перро.

«Маша и медведь» Братья Гримм.

«Золушка»

К какому жанру относятся эти произведения? (Сказка) – Слайд№3

Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

чудо ← Сказка→ волшебство

бабушка ↙ ↓ ↘ добро вечер

звери, предметы

Как вы думаете, почему возникли такие ассоциации, как добро? (всегда побеждает). Бабушка? (вечером перед сном рассказывает сказку).

Посмотрите на правый столбик. Что означают эти записи? (фамилии авторов сказок). Соедините название сказки с её автором. Как называются такие сказки? (авторские) – Слайд№4

Почему сказка «Маша и медведь» осталась без автора? (русская народная сказка) - Слайд№4

Но ведь кто – то, же ее сочинил? Сначала, конечно, придумал какую-то сказку один человек, рассказал ее другому. Тому она понравилась. Он ее запомнил и рассказал своему сыну или дочке. А те, когда выросли, рассказали своим детям. И никто не знает, когда впервые появилась такая сказка. Может быть 100 лет назад, а может 300 или 500, трудно сказать точно. Но все это время произведение жило в народе, передавалось от одного к другому, рассказывалось устно.

Какие виды сказок вы знаете?

Сказки о животных: звери наделены чертами, которые присущи людям (они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер).

Волшебные сказки: не обходится без чудес (говорящая щука, движущая печь), присутствуют волшебные вещи.

Персонажи бытовых сказок – люди - Слайд№5

А чтобы узнать о какой сказке пойдет сегодня речь, вы должны найти спрятанные слова.

а о у и д п е ч к а о б к р с (печка) - Слайд№6

к ч т р я б л о н ь к а н л с о (яблонька) - Слайд№7

к т ч р е ч р е ч к а л ю я ь с (речка) - Слайд№8

м к в л е б е д и е г н ш д у (лебеди) - Слайд№9

Попробуйте догадаться, героями, какой сказки они являются?

Итак, сегодня мы с вами отправляемся на встречу с русской народной сказкой «Гуси – лебеди».

IV . Работа по теме урока.

(под музыку «Вальс П. И. Чаковского).- Слайд№10

О чем – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки,

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

Вы готовы к встрече со сказкой? Тогда встречайте ее! Откройте учебники на странице 119. Поставьте пальчики на первое слово. Во время чтения подумайте над вопросом: «Почему с детьми произошла беда?».

1) Чтение текста хорошо читающими учащимися, (до слов …»Догадалась Маша, что гуси – лебеди унесли братца, бросилась догонять их»).

Отчего случилась беда? (девочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.)

Была ли девочка послушна?

Какой запрет она нарушила?

Какое решение приняла Машенька?

Какие права человека нарушили гуси – лебеди, когда унесли Ванюшу?

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем и снова в путь.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Вправо – влево 8 раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1, 2, 3, 4, 5.

Физминутка.

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет!

1, 2, 3, 4, 5.


Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! А вам хотелось бы узнать, что приключилось с детьми дальше, и чем закончилась сказка? Тогда давайте послушаем продолжение сказки в исполнении мастера ораторского искусства. И если во время прослушивания вам встретятся незнакомые или непонятные слова или выражения, постарайтесь их запомнить.

2) Прослушивание сказки в грамзаписи.- Слайд№11

3 ) Словарная работа.

Понравилась ли сказка? Встретились ли вам в тексте слова или выражения, которые были вам незнакомы. В основном это устаревшие слова, но мы сможем узнать их значение, если подберем к ним слова – синонимы, которые мы употребляем в речи.

Покуда – пока.- Слайд№12

Худо будет – плохо.- Слайд№13

Мой батюшка – отец - Слайд№14

«Зачем на глаза явилась?» – зачем пришла?- Слайд№15

«Сидит ни жива, ни мертва» - замерла от страха, очень испугалась. Слайд№16

Кудель – пряжа.- Слайд№17

V .Работа по содержанию сказки с опорой на иллюстрации.

1. Чтение отрывков из сказки в подгруппах. Приложение2

А сейчас поработаем в подгруппах. Повернитесь друг к другу. Я вам раздам отрывки из текста, Вам нужно прочесть текст в вашей подгруппе и выбрать спикеров, которые потом передадут диалог героев.

2 . Пересказ сказки .

А теперь, давайте вспомним, как начиналась сказка? - после слов «…Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу к подружкам…» – вывешиваю иллюстрацию домика и Ванюши. После слов «…Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси – лебеди, подхватили Ванюшу. Посадили на крылья и унесли…» - силуэты гусей – лебедей уносящих Ванюшу).

Как вы думаете, почему печка отказалась помочь девочке? (она отказалась съесть пирог. Была заносчива, невежлива и хвастлива).

И яблонька не помогла девочке. Побежала девочка дальше, и вдруг увидела…(речку)- вывешиваю иллюстрацию. Выступление спикеров третьей подгруппы.

3. Инсценирование отрывка из сказки.

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит, стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. …А хотите увидеть, что же произошло в избушке на курьих ножках? Тогда крепко, крепко закрывайте глазки,… а теперь медленно и четко произнесите:

1, 2, 3 – сказка оживи.

Как вы думаете, почему мышка помогла сестрице и братцу?

Быстро бежали сестрица с братцем, но гуси – лебеди их догоняли. Добежали они до…(молочной реки), (сцены в обратном порядке).

Почему молочная река укрыла детей под кисельным бережком? (девочка выполнила ее просьбу и спасибо сказала).

Прочтите заключительные слова сказки.

VI . Обобщение:

Понравился ли урок?

С какой сказкой познакомились? Кто автор?

К какому виду сказок она относится? - Слайд№18

С какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке? (Баба – Яга, яблонька, печка, молочная река, гуси – лебеди, мышка, избушка на курьих ножках).

А знаете, мне Машенька понравилась. Угадайте, почему? (она смелая, любит своего брата, учится на своих ошибках).

Какой поступок Машеньки мне не понравился, как вы думаете?

Был ли в сказке запрет, и какой?

Присутствовали ли в сказке добрые герои? Кто они?

Собери пословицу. (Работа в группах). Объясни, как ты понимаешь ее смысл.

Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.- Слайд№ 19

(Сказка, это неправда, то чего не бывает, но в ней есть мудрость. Она учит быть нас дружными, добрыми, смелыми.)

Худо тому, кто добра не делает никому.

Умел ошибаться, умей и поправляться.

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки.1, 2, 3, 4. 5

В класс вернемся мы опять.

Чему же учит нас эта сказка? Какой урок вынесли для себя?

    надо слушаться старших.

    быть скромным и вежливым.

    на добро отвечать добром.

VII . Домашнее задание. Рассказать сказку родителям. Нарисовать рисунок к сказке, сделать соответственную подпись словами из сказки.

VIII . Оценивание .

Сегодня вы трудились в подгруппах, и каждый очень старался, обсудите в подгруппах, какую оценку заслужили ваши товарищи.

Рефлексия:

В нашей сказке встретилась нам яблонька с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим! Наклеим на нее яблочки. Если вам было интересно – красное, не все удалось, проблемы – желтое, были трудности – зеленое.



error: Контент защищен !!